Герой спектакля мечтал стать первой скрипкой в оркестре, но всю жизнь играет на контрабасе. Инструмент - для него друг, коллега и даже любимая женщина: "Дама, которую люблю я. Не смей ездить с другими господами в дорогие рыбные рестораны, да еще каждый вечер. Она, меня правда, пока еще не знает. Но это единственное, что ее оправдывает".
Его монологи то безумны, то лиричны. От внешнего мира, он огородился старыми матрасами. Каждый лишний звук, герой воспринимает как вторжение в свой выдуманный мир: "Гитлер не понимал в музыке, кроме разве, что Вагнера абсолютно ничего. Нацизм и музыка не совместимы, никогда"!
Идея воплотить "Контрабас" зародилась у Константина Хабенского несколько лет назад. Сначала придумал конец истории, а лишь затем пьеса обросла деталями.
Одежда не по размеру, нелепые повадки, чудные жесты и мимика. Одному актеру держать внимание зрителя полтора часа очень тяжело. Хабенский справляется, таков его герой.
"Страшный, грустный, нелепый клоун. Наверное, так. Вообще, как говорят, в пьесе, мечта любого контрабасиста — это Шуберт, а недостижимая мечта любого актёра — клоун. Это — высший пилотаж", - рассказывает Константин Хабенский.
Молодой режиссер Глеб Черепанов идею Хабенского подхватил, и она обрела жизнь.
"Для нас это спектакль о гибели таланта и гибели способностей в человеке. Когда он начинает жить не своей жизнью, заниматься не своей профессией", - говорит Черепанов.
Есть здесь и мотивы любви к музыке. Чувство, безумное, но, увы, безответное.
"Контрабас" Патрика Зюскинда в классическом виде — моноспектакль. Однако режиссер Глеб Черепанов и художник Николай Симонов решили уйти от игры одного актера, весьма нетипичным способом. Свои роли, хоть и без слов, в спектакле получили старый таз, холодильник и даже мусоропровод.
Патрик Зюскинд в классической версии "Контрабаса" дает своему герою шанс на счастливый конец. В спектакле МХТ его не будет. Хотя на вопрос, что для него счастье, герой Хабенского ответить так и не смог.
Матвей Шестаков, Андрей Булычёв, Анатолий Занин, "ТВ Центр".