— Среди приоритетов реформы образования назывались: повышение доступности образования, повышение его эффективности. Эти результаты достигнуты, и какие еще задачи Вы ставите перед собой?
— Прежде всего, нужно было добиться повышения качества образования, и я считаю, что в этой задаче мы серьезно продвинулись. За несколько лет количество ребят, которые сдают на хорошие и очень хорошие оценки увеличилось в 2 с лишним раза. Это значительная динамика. Во-вторых, количество школ, ученики которых показывают хорошие результаты, тоже в разы увеличилось. Если мы раньше говорили о нескольких десятках школ, которые у нас считаются "суперпродвинутыми", то теперь более половины школ Москвы дают очень хорошие результаты. И две трети, а то и больше, школ уже дают весьма приличные результаты, и можно не бояться за своего ребенка — если у него есть желание учиться, его научат самым достойным образом. И Минобразования начало составлять рейтинг школ России. Оказалось, что почти 90 школ из пятисот — это московские школы. Москва здесь значительно опережает другие регионы.
— Эти показатели говорят, что эти реформы, видимо, приносят результаты. Но каким образом мы добиваемся этого в Москве, ведь просто увеличение зарплаты учителям в два-три раза эффекта не принесет.
— Одним приказом этого не сделаешь. Необходимо было создать мотивацию школ, чтобы они конкурировали за учащихся, и создать такую ситуация, когда преподаватели конкурировали бы за место в школе. Первое было достигнуто тем, что мы финансируем школы не по смете, а за каждого учащегося, который приходит в школу. Если он переходит в другую школу, то деньги переходят вместе с ним. И в результате школы, если раньше говорили, мол, нам учащиеся не нужны, мы уже переполнены, и мест нет, то теперь наоборот происходит: школы борются за учащихся, они рекламируют себя, говорят с родителями. И заработная плата учителей значительно выросла. Заработная плата учителей приближается к 70 тысячам, это высокий сегмент зарплаты.
— Нельзя обойти вниманием трагедию, произошедшую в школе 263. Какие Вы в связи с этим ставите задачи перед системой образования?
— Конечно, надо заниматься безопасностью в школах, надо смотреть, как эффективно расходуются те деньги, которые выделяет государство, какие охранные предприятия получают заказ, насколько подготовлены охранники. Видеонаблюдение надо совершенствовать. Но главная задача, чтобы не происходили подобные случаи, это – вопросы воспитания детей, профилактики преступности. Это гораздо более сложная и системная задача. И если мы в образовании знаем, что это за критерии: получил на ЕГЭ хорошую оценку, значит, ты справился; получил плохую – значит, не справился. Но как оценить вопросы воспитания, социальной адаптации детей? Это гораздо сложнее, но, тем не менее, этим надо заниматься. Такая задача перед Департаментом образования поставлена.