Мультфильмы позволяют увидеть уникальную Москву

Превратить Москву в мультфильм? Что может быть проще. Им достаточно лишь пары штрихов. Возникли на бумаге "Девушка с веслом" и колесо обозрения - ну, конечно, это намек на парк Горького. А красный монументальный дом, безусловно, - мэрия на Тверской. Для художников-мультипликаторов город - лишь фон. И нет цели быть точными в деталях. Анимацию ценят совсем за другое - за шутки, розыгрыши и захватывающий сюжет. "В анимации нет такого понятия, как документальное подтверждение, изображение того или иного объекта. То есть все равно он проходит через сознание автора, через сознание художника. И это авторское видение, авторский подход", - объясняет креативный директор Музея анимации, режиссер-аниматор Кирилл Поликарпов.

И тем не менее мультик - тоже документ, и по нему можно изучать историю. Татьяна Воронцова уже четыре года водит экскурсии по мультипликационной Москве. Говорит, что чаще всего попадали на экран Пушкинская площадь и Тверская улица. "Вы не найдете, наверное, в мультфильмах каких-то точных цитат, там, с фасадов этих домов, но вот общий образ, общая атмосфера улицы схвачены. В том же "Цветике-семицветики" вы увидите огромные арки проездные, в которые вливаются маленькие переулки, вы увидите большие витрины магазинов", - говорит москвовед, автор проекта "Прогулкино" Татьяна Воронцова.

Старые советские мультфильмы - всё равно что музеи. Сохранили то, что давно исчезло со столичных улиц. Кафе-стекляшки, круглые милицейские будки. В 30-40 годы прошлого века Москву повсюду украшала гипсовая скульптура - пионеры с горнами и физкультурницы. В мультфильме "Тебе, Москва!" еще можно увидеть статую девушки на ротонде дома на Пушкинской площади. Его до сих пор многие называют "Дом под юбкой". "Про неё, кстати, ходили такие забавные шутки, про неё и Александра Сергеевича, который стоял вот здесь вот внизу. Что, дескать, Александр Сергеевич стыдливо опускает голову, дабы даме под юбку не заглядывать", - смеется Татьяна Воронцова.

У Пушкинской площади вот уже полвека вполне сложившийся и привычный образ - и знаменитый памятник, и фонтаны, и фонари, и кинотеатр "Россия". А в мультфильме "Полет на Луну", созданном в 1953 году, Пушкин только-только переехал на другую сторону Тверской. И за его спиной открывается совершенно непривычный вид на роскошный бульвар. Кинотеатр-то построят еще через восемь лет.

А в "Дяде Стёпе" можно увидеть и вовсе уникальное явление - на Москва-реке в середине прошлого века еще полоскали бельё.

Впрочем, мультфильмы не только фиксировали настоящее, но и заглядывали в будущее. Художники-аниматоры часто подхватывали витавшие в воздухе градостроительные идеи и с легкость их воплощали. В этом смысле "Полет на Луну" - потрясающий фантастический мультик. И не только потому, что рассказывал о космических путешествиях за семь лет до полета Гагарина. Там еще и совершенно невероятная Москва. Видны Лужники - а ведь строить их начнут только через два года. Можно разглядеть и легендарный Дворец Советов с гигантской статуей Ленина. Его и вовсе никогда и не возведут.  

Пожалуй, самый детально точный мультик с изображением старой Москвы на экраны вышел четыре года назад. В "Белке и Стрелке. Звездных собаках" столица конца 50-х годах прошлого века. И современные мультипликаторы углубились в историю - листали архитектурные сборники, изучали старые фотографии. "Вот это очень характерная была вещь, да, когда рядом с высотками, рядом с новостройками были вот эти замечательные деревянные постройки, которые тогда еще оставались, мы тоже это подсматривали из хроники того времени", - рассказывает режиссер-аниматор Станислав Ушаков.

Мультфильмов, где явно изображена Москва, вообще немного. От силы чуть больше десятка. Но во многих она просто подразумевается. "Если у детей спрашивать, ну, по крайней мере, у детей того времени спросить: "Где все-таки, в каком городе живет Крокодил Гена и Чебурашка?" Наверняка бы сказали: "В Москве!" Ну, представляете, мы бы рисовали, например, Ташкент. Ну как это? Нет, конечно, мы рисовали Москву", - говорит Кирилл Поликарпов.

Мультипликаторы - тонкие ценители символов, гении стилизации. С любым материалом, попадающим в руки, они стремятся в первую очередь талантливо и остроумно поиграть. Москва с её богатой историей и замысловатой архитектурой для них, безусловно, прекрасный и пока еще так мало исследованный вариант.

Юлия Богоманшина, Марина Глебова, Артем Дроздов и Дмитрий Шаракин,Тв Центр.