Борьбу с коррупцией в Китае сейчас называют не иначе, как войной. Силовые методы "зачистки" использовали настолько интенсивно, что летом прошлого года в МВД КНР закончились пули.
"К сожалению, казнь вашего родственника отложена по причине отсутствия патронов. Виновные в халатности наказаны, приносим свои извинения". Такие письма, составленные с типичной китайской вежливостью, в июне 2013 года получили семьи трех чиновников-мздаимцев. Дело в том, что годовой лимит боеприпасов "палачи" израсходовали за полгода. Что, впрочем, не удивительно, если взглянуть на статистику. Только за последние 12 лет в Поднебесной за взяточничество расстреляли 13 тыс. чиновников: заместитель мэра Пекина, вице-спикер парламента, десятки министров, губернаторов и руководителей крупных компаний.
Ни страх пожизненного заключения, ни самая крайняя мера - пуля в затылок - не мешают расти числу, так называемых "голых" чиновников. "Почему "голые"? Потому что кажется, что чиновник-бессеребренник. Все у него, как говорится, взятки гладки. Так сказать, он чист перед законом КНР, перед партийной дисциплиной. Получается, что это, в общем, совсем не так", - объясняет доцент Высшей школы экономики Михаил Карпов.
В технике перевоплощения китайские чиновники, кажется, уже обогнали голливудских актеров. Используют схему, отработанную годами и доказавшую эффективность. Из обычного в" голого" - в три этапа. Сперва вывозят за границу близких родственников - жену и детей. Там они получают гражданство, а "папа" остается дома. Продолжает пилить госбюджет, получать взятки и откаты.
Затем плотной набитый кошелек чиновника резко худеет. На иностранные подставные счета, а зачастую и на имя родственников, переводятся все личные средства. Остаются деньги, что называется, на карманные расходы. В России сказали бы - "гол, как сокол".
Последний и, пожалуй, главный этап - план отступления. В арсенале тех, кто похлопотал заранее, - несколько паспортов, вид на жительство за рубежом, пара объектов элитной недвижимости там же и миллионы американских долларов.
Чтобы не бегать за казнокрадами по всему свету, китайские власти в очередной раз ужесточают и без того строгое законодательство. В нем уже сейчас порядка 60 "расстрельных" статей и множество обязанностей. "Чиновники, чьи служба связана со странами и регионами, где проживают их супруги и отпрыски, обязаны добровольно сообщить об этом вышестоящим властям. Если имеется конфликт интересов, таким чиновникам следует избегать занимать соответствующие посты".
По новым директивам коммунистической партии, чиновников, чьи близкие родственники живут за границей, запрещается повышать в должности. Карьера тех, кто недостаточно эффективно работает и лоббирует интересы частных компаний за деньги, и вовсе закончится. Правда, эксперты, уверены - не все так просто. "Если у этого человека плохой патронат, то его могут и к стенке поставить. Если хороший патронат, то, я думаю, что он может задержаться на своей должности. И если у него совсем хороший патронат, то, я думаю, что у него есть все возможности дальше карьеру двигать. Все зависит от ситуации, от того политического эшелонирования, прикрытия, которое есть у этого чиновника", - говорит Михаил Карпов.
Профессор пекинского технологического института Ху Синтоу в 2012 году подсчитал, что реально наказывают только один процент коррупционеров. Громкие отставки крупных партийных боссов, как правило, носят характер политического заказа, но выдаются за чистую монету - мол, наказание нечистым на руку не зависит от статуса. А издание "Чайна ньюс", тем временем, публикует очередную, совсем неутешительную статистику: по оценкам специалистов, в Китае насчитывается миллион 200 тысяч "голых" чиновников. И большая их часть, сообщает журнал "Цайцзин", - работники банковской и финансовой сферы.
Помогут ли новые требования к чиновникам и радикальная позиция председателя КНР Си Цзиньпина, пока непонятно. Ясно другое: на пути к конечной цели как минимум три препятствия. Во-первых, масштабы. Насколько реально вычислить и исключить коррупционеров из 80-миллионной партии. Во-вторых, саботаж самой антикоррупционной программы. Ведь многие во власти не захотят, чтобы их вывели на чистую воду. И последнее, одно из самых главных, - коррупция в Китае - почти национальная традиция на протяжении тысячелетий. Первые упоминания о продажных чиновниках относятся к эпохе династии Шан, а это чуть ли ни 1700 годы до нашей эры.
Михаил Шекоян, Елена Мекертычева. "В Центре событий".