Вот уже месяц почти каждое утро Виктор Тепляков вместе со старшим сыном налаживает сани и запрягает лошадь. Она появилась в многодетной семье перед Новым годом, как подарок от районной администрации. Радости Тепляковых не было предела: теперь поездка на лошади для них - единственный способ связи с внешним миром.
"Были слухи, но никто толком не знал: будет электричка отменена или не будет. Приехал Гусев, глава администрации Любытинского района. В разговоре, вроде, как так вскользь упомянулось, как будете жить дальше в связи с отменой поезда. Мы сказали: "Будем пешком ходить поначалу. Потом все равно будем покупать себе лошадь". И в разговоре промелькнуло, что нам нужна лошадь, как самый хороший вариант. И через какое-то время нам Гусев звонит: "Мы вам лошадь нашли, собирайтесь, забирайте", - рассказывает Виктор Тепляков.
От деревни Чадково до райцентра Любытино почти 25 километров. Детей нужно отвезти в школу, запасти продукты - магазина в деревне нет. Обязательно найдется и попутчик. Кому-нибудь из соседей всегда нужно в больницу, на почту или в банк. Все это тоже только в райцентре. Слухи об отмене "подкидыша" - так местные жители называют поезд из двух вагонов, ходили давно. Но сбылись опасения в начале года. Правда, поезд по-прежнему ходит, но вагон в нем теперь только один и жителей района в него не сажают. Объясняют: состав технический, развозит рабочих железной дороги. "Своя если машина есть, то ты проедешь до Любытино. И то если какая дорога. А если вот гололед, она не посыпается никогда почти. А если грязь? А машин раз-два и обчелся у людей. А так нет, не доедешь ни на чем. Очень далеко. В общем, я говорю: "Мы живем как отрезанные от всего мира", - говорит местная жительница.
Водогон, Заполье, Тальцы - все эти деревни находятся от райцентра как минимум в 50 километрах, а некоторые и в 130. Большинство же дорог по сути - зимники. Замело или размыло - путь отрезан. "Самый сложный вопрос для нас - это дорога, потому что в дорогу все упирается. И подвоз хлеба, и подвоз продуктов, и ученики - школьники наши, и медицинское обслуживание - все упирается в дорогу", - говорят жители. "Знаете, сколько в больницу - 92 километра. Мне - 73. И как, если с сердцем что-нибудь. Я болею - кто повезет меня туда?" – сетует пенсионерка.
В РЖД отмену поездов объясняют огромными - под 200 миллионов - долгами Новгородской области перед Северо-Западной пригородной пассажирской компанией. А также тем, что на этот год регион сократил число заявок на транспортное обслуживание районов. В соседней Ленинградской области тем временем число электричек тоже уменьшилось. Но это компенсировали увеличением автобусных маршрутов. В Любытинском районе из-за состояния дорог это сделать невозможно.
Алексей Платонов. "ТВ Центр".