Третий раунд переговоров руководства страны с лидерами оппозиционных сил Украины. Несколько часов за закрытыми дверями. По окончании - у оппозиции явно отличное настроение. Арсению Яценюку из "Батькивщины" предложено стать премьер-министром страны, Виталию Кличко из "Удара" - вице-премьером по гуманитарным вопросам. С трибуны Майдана Кличко вновь говорит по-украински, а не по-русски как то было по окончании прошлых, менее результативных дебатов.
На Майдане своих лидеров уже не освистывают. Речи политиков - под одобрительный гул. Виктор Янукович согласился вести переговоры об изменении конституции страны, закона о референдуме. Совершенно очевидно, президент Украины пытается найти какой-то выход из взрывоопасной ситуации в стране и, по сути, идет на уступки. В ответ радикально настроенные молодые люди пошли на захват здания Украинского дома. Это рядом с Майданом - на площади Европы. Узнали, что там разместились сотрудники милиции. Побили стекла, выломали двери.
Чтобы избежать кровопролития, милиция здание покинула. И митингующие в итоге тоже занимать помещение не стали.
Картина, за последнюю неделю ставшая визитной карточкой украинского евромайдана. Совсем не площадь Независимости. Улица Грушевского. Здесь круглосуточно дежурят сотни митингующих. В большинстве своем - молодые люди, которые скрывают лица за масками, на головах каски. Боевой настрой поддерживают барабанным боев
Напротив - сотни сотрудников украинской милиции. Внутренние войска, курсанты и ударные группы - спецподраздение "Беркут" - аналог российского ОМОНа. Стоят в оцеплении прикрываясь металлическими щитами. Между ними - горящие круглосуточно горы автомобильных покрышек, которые свозят сюда со всего города. Периодически взрываются фейерверки. В сторону милиции летят камни.
Здесь же, рядом группы боевиков постоянно отрабатывают технику ведения боя. Экипировка - каски мотоциклетные шлемы. На ногах и руках толстые журналы примотанные скотчем, самодельные щиты. Есть командир, который объясняет, как двигаться вперед, как ставить щит, чтобы прикрыть товарищей - основную ударную силу - метателей бутылок с зажигательной смесью.
Рядом инвентарь - пустые стеклянные бутылки, что характерно - все из-под спиртных напитков. Отрабатывают преодоление препятствий. Командир учит бойцов не поддаваться панике, слушать команды и после бросков бутылок с зажигательной смесью также строем выходить из зоны поражения резиновых пуль милицейского "Беркута".
Площадь Независимости. Майдан. Метров двести по улице Крещатик до площади Европы. Поворот направо на улицу Грушевского. И еще метров сто до входа на стадион Динамо. До первых линий баррикад и милицейского оцепления. Этот путь можно пройти за пару минут неспешным шагом.
Две минуты - и какой разительный контраст. На Майдане круглосуточно работают медицинские пункты, в которые может обратиться абсолютно любой человек. Здесь много бинтов, воды. Людям на площади бесплатно раздают горячую еду и теплую одежду. Больше всего людей - вечером, после окончания рабочего дня. Недовольные государственной властью приходят, чтобы пообщаться друг с другом. Обсудить ситуацию в стране. И то, что одновременно с этим происходит за поворотом.
22 января "Беркут" трижды переходил в атаку, задерживали людей призывающих к насилию, разгоняли толпу. И что показательно - исключительно на улице Грушевского. На Крещатик, ведущий на площадь Независимости, не выходили. И на Майдане никого не трогали. Рассеяв экстремистов, возвращались на старые позиции.
Оружие экстремистов - это булыжники, бейсбольные биты, металлические арматуры, бутылки с бензином или керосином
Такое по отношению к правоохранительным органам не допускается, по сути. ни в одной цивилизованной стране мира. Открытое насилие. По сути, гражданская война. В касках и бронежилетах - такие же жители Киева. Возможно, тоже чем-то недовольные. Возможно, друзья и соседи тех, кто кидает в них бутылки с зажигательными смесями. "Мы вне политики. Выполняем воинский долг. И вот тот хаос, которые сейчас, который может быть. Вы и так посмотрит, что сейчас с Киевом делается. С центральной частью города. В Бишкеке всю столице весь город сожгли. Мы что, этого хотим? Вы этого хотите? Мы - нет. Вот эти молодчики, которые там, я уже не знаю, в каком драйве. Они могут, что угодно сделать за спинами этих простых нормальных людей, которые пришли пообщаться, какой-то свой протест высказаться о наболевшем", - говорит полковник "Беркута".
В покерном клубе, прямо у входа на площадь Независимости идет турнир. На улице взрываются гранаты и летают камни, а здесь в тишине и спокойствие люди надеются на флеш-рояль. Часами заседают за игровыми столами. Много иностранцев - турнир международный.
Центральные улицы украинской столицы красочно переливаются разноцветными огнями. Рестораны, бары и кафе завлекают вывесками. Люди ходят на работу, вечером в театр или кино. Дети катаются на санках с горки. Как и в центральной части России, на Украине снег выпал совсем недавно. Внешнее благополучие, но вместе с этим - уже и партизанская война. По данным украинских правоохранительных органов, по дороге домой после службы выстрелом в голову был убит сотрудник милиции. Он жил в ведомственном общежитии киевского "Беркута". Экстремисты вооружаются уже не только дубинками и бутылками с бензином. Спецслужбы Украины обезвредили группировку радикалов поставляющих на майдан огнестрельное оружие. Боевые ружья и автоматы.
По данным правоохранительных органов, за баррикадами Майдана и возле него могут действовать еще с два десятка подобных экстремистских группировок. Ночью в четверг после второго раунда переговоров с президентом страны оппозиция призывала к перемирию. А активисты радикальных групп пошли и силой захватили здание министерства аграрной политики. Как пояснили, чтобы люди могли греться. Там же организовали штаб.
Освободить все захваченные здание - главное и, по сути, единственное требование украинского президента, озвученное во время третьего раунда переговоров. В обмен - амнистия для всех задержанных в ходе массовых беспорядков на майдане и возле него.
А баррикады у стадиона "Динамо" на улице Грушевского уже выше сгоревших автобусов. Они строятся круглосуточно. Люди водой обливают баррикады, чтобы те замерзли. Строятся катапульты для метания тяжелых камней в сторону спецназа. Силовое давление на милицию отнюдь не ослабевает.
Дмитрий Гусев. Шуан Нури. Никита Медведев, Денис Федоненков. "В центре событий", Киев.