Все больше европейцев задумываются об эмиграции

"Я пришел сказать тебе, что я ухожу” - француз Серж Гензбур, писав эти строки, и не подозревал, что спустя десятилетия название его песни станет заглавием книги о новой французской эмиграции. Той самой, что с приставкой Э и означает отъезд из страны. Автор - журналист Андрэ Беркофф - говорит, что о массовом исходе речи пока не идет, но повод для тревоги давно налицо. "Официально за границей живут миллион шестьсот тысяч французов, неофициально - как минимум вдвое больше. Там хотела бы попытать счастья половина всех опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет. Это удивительно: все же Франция - не самая худшая страна в мире", - говорит Андрэ Беркофф.

Аналитики ПрайсВотерхаусКуперс предсказывают: к концу десятилетия за границей окажутся еще три миллиона французов - уже десятая часть населения. При этом из ста тысяч человек, уезжающих в год, лишь 3% - так называемые налоговые эмигранты. "Во Франции не слишком много налогов, просто они все время меняются. Мой друг недавно переехал в Техас и открыл ресторан. Согласования заняли двадцать минут и двадцать долларов, налоги сказали платить после первой прибыли. Во Франции формальности тянутся месяцами", - рассказывает Андрэ Беркофф.

Остальные 97% - пенсионеры, скопившее на старость за границей, предприниматели, ищущие успеха на новых рынках, и, конечно, умная молодежь. "Уезжают мозги. Они понимают, что на родине они могут чего-то добиться, но это непросто без знакомств и связей, в том время как за рубежом с их образованием им тут же предлагают отличную работу", - уверен Андрэ Беркофф.

Молодой выпускнице высшей коммерческой школы Парижа с русским именем Настя и французской фамилией Абей вот-вот исполнится 25.Она еще не закончила обустраивать квартиру на Тверской, арендованную для нее российским представительством французского фармацевтического гиганта. Закончив университет, в Москву с вещами она уехала не задумываясь - и не только из привитой русской мамой любви к языку и культуре. "В России все-таки твои амбиции, ты можешь их достичь. Пока имидж, которой у меня есть: в Москве именно ты можешь работать в крупной компании, если у тебя амбиции - это позитивно. Во Франции, когда ты слишком говоришь, что хочешь достичь чего-то, какие-то огромные амбиции у тебя, это не очень правильно и не очень как-то принято", - признается молодой французский специалист Анастасия Абель.

Подруги Насти - ее ровесницы. Гийемет в свои 24 переехала в Россию уже во второй раз - сначала по университетскому обмену, теперь по работе. Лучшим студентам Франция предлагают сделку: государство гарантирует рабочее место за рубежом в филиале французской фирмы, фирма обязуется через пару лет отправить набравшего опыт обратно. "То есть это не просто так: мы исчезаем, все, никогда не вернемся, Франция ужасная. Мы обожаем нашу страну. Я горжусь Францией, я считаю, что это прекрасная страна и я очень хочу вернуться, по пока я молодая у меня нет обязательств, чтобы вернуться и это просто момент моей жизни, где я хочу быть за рубежом и сейчас в России", - рассказывает Анастасия Абель.

Но динамика пока что не в пользу патриотов. Аудиторская компания Делойтт отмечает: процент молодых специалистов, видящих свое будущее за границей, вырос вдвое лишь за последний кризисный год. Президент Олланд, осознавая проблему, несмотря на рекордно низкие рейтинги, решился на смену предвыборного курса: он предложил сделку представителям бизнеса: снизить налоговую нагрузку на предприятия и понизить стоимость труда в обмен на создание новых рабочих мест в стране. Мера вынужденная, которая грозит разрушить и без того хрупкий баланс французской политики: коммунисты, которые пока входят в одну парламентскую фракцию  с социалистами, сочли предложение президента излишне капиталистическим и уже грозят сорвать реформы. И пока руководство Пятой Республики пытается разобраться, что важнее: конкурентный рынок труда или социальные льготы, Франция испытывает на себе действие закона сообщающихся сосудов: поток иммиграции с Севера Африки и Востока Европы не думает прекращаться. И пока часто низкоквалифицирвоанные иностранцы ищут лучшей жизни во Франции, предприимчивые французы представляют ее себе в Бельгии, Швейцарии, Канаде, США, Австралии  и все чаще - в России.

Небоскребы парижского района Дефанс. На работу здесь, в деловом сердце Франции могут претендовать немногие, в основном обладатели дипломов Grandes Écoles - самых престижных французских вузов. При этом, как гласит сенатский доклад еще десятилетней давности: треть выпускников “Больших Школ” - кузниц интеллектуальной элиты - надеются в итоге обустроиться за границей.

Андрей Баранов, Евгений Полойко, Олег Шоммер, Шуан Нури. "В центре событий", Париж-Москва. Франция.