И так сойдет: почему "Боинг" терпит крушение

Руководство компании предупреждали о проблемах с безопасностью, но оно игнорировало слова сотрудников

Чтобы разработать план по возвращению "Боинга" из авиационного ада, Федеральное управление гражданской авиации США выделило ровно 90 дней, и истекли они 30 мая. Перед авиагигантом поставлена задача убедить миллионы пассажиров не отказываться от полетов на "Боингах", международных авиаперевозчиков - не бояться покупать новые самолеты, а инвесторов - не бояться покупать акции. Но после серии авиакатастроф, проваленных аудиторских проверок и шокирующих признаний сотрудников компании, "Боингу" восстановить испорченную репутацию будет крайне сложно, если вообще возможно.

Слово "безопасность" - уже больше не синоним "Боинга". Теперь крупнейший в мире производитель авиационной, космической и военной техники ассоциируется исключительно с катастрофами. Особенно остро проблемы проявляются в гражданской авиации. Например, только в мае, причем у разных моделей, лопались покрышки, отламывались колеса и загорались двигатели. И подобные жуткие происшествия для лайнеров американской корпорации становятся обыденностью, потому что происходят уж слишком часто. Только в этом году - 8 апреля, 20, 19, 16, 14, 11, 8 марта, 24, 16, 4 января. Так что экстренные посадки "Боингов" пассажиров уже не удивляют, причем происшествия случаются в разных странах. И даже на лайнерах, которые принадлежат непосредственно американским авиакомпаниям, то есть очевидно, что дело не в том, как обслуживают самолеты, а в том, как их производят.

И вот именно с производством у "Боинга" - гигантские проблемы. Самым впечатляющим доказательством этих проблем стала отвалившаяся прямо во время полета на высоте 5 тысяч метров дверь аварийного выхода.

"Внезапно я услышала что-то похожее на сильный взрыв. Я не знала точно, что происходит. Я подняла глаза и увидела, что с потолка свисают кислородные маски. А потом я посмотрела налево и увидела эту огромную дыру, будто часть самолета просто пропала", - рассказывает очевидец.

5 января новый лайнер Boeing 737 Max 9 направлялся из Портленда, штат Орегон, в Онтарио, штат Калифорния. И буквально через 20 минут после начала полета дверь вырвало с корнем. В это время на борту находились 177 человек, включая членов экипажа. Исключительно по счастливой случайности никто не пострадал. Просто прокатились с ветерком - точно как в голливудском боевике. А когда пропажу нашли, выяснилось, что дверь держалась буквально на честном слове.

Халатность на заводах "Боинга", а также его подрядчиков, оказывается, уже много лет является хронической проблемой, которую руководство не только не пресекает, а даже поощряет - в целях экономии и ускорения процесса сборки лайнеров.

"Менеджеры всегда говорили, что у них нет времени исправлять ошибки. Каждый день я находил более сотни дефектов", - сказал Сантьяго Паредес, бывший менеджер по качеству компании-подрядчика.

Это заявление не стало сенсацией, ведь и до него уже многие бывшие сотрудники рассказывали, какой бардак творится на заводах когда-то самого лучшего авиастроителя. Некоторые сотрудники даже давали показания в Сенате и публично признавались, что никогда не летают на "Боингах", потому что знают, как их делают.

Другие осведомители-активисты, которые так же открыто рассказывали о проблемах внутри "Боинга" и не успели вовремя замолчать, уже умерли, причем, как это часто бывает в Америке с теми, кто знает слишком много, скоропостижно и при загадочных обстоятельствах. Так, в марте Джон Барнетт якобы совершил самоубийство, а в мае скончался Джошуа Дин – от бактериальной инфекции, которая почему-то оказалась неизлечимой. Объединяет этих мужчин солидный стаж работы в "Боинге" и борьба за качество производимых лайнеров, в том числе через суды непосредственно с руководством авиагиганта.

Что делать с "Боингом", не знает даже его генеральный директор. Дэйв Кэлхун объявил, что к концу 2024 года покинет компанию. Но вот эксперты сомневаются, что замена лишь одного топ-менеджера улучшит качество выпускаемой продукции, потому что после слияния с производителем военных самолётов "Макдоннелл-Дуглас" в 1996 году "Боинг" почему-то стал следить только за прибылью.

"Во главе "Боинга" стояли, как у нас говорят, эффективные менеджеры. В кавычках. То есть их задача была не столько повышать качество продукции и разрабатывать новые образцы техники, которые были бы качественные, надежные, конкурентоспособные, сколько показывать хорошие финансовые результаты. И они это прекрасно делали. Но зачастую финансовые результаты достигаются за счет оптимизации, экономии и снижения контроля качества", - объяснил Роман Гусаров, главный редактор Авиа.ру.

В погоне за прибылью "Боинг" не только потерял качество, но и уже начал активно терять клиентов. И Минторг США даже предупредил, что именно "Боинг" может обрушить ВВП Америки. Только с начала этого года акции компании рухнули на 32 процента, а крупнейшие инвесторы продали свои доли.

К тому же и крупнейшие перевозчики тоже не хотят рисковать - от покупки "Боингов" стали отказываться Саудовская Аравия, Испания, Китай. И что особенно показательно - американские авиакомпании, потому что даже своим "Боинг" подсовывает брак.

"Буквально несколько дней назад стало известно, что 300 самолетов, уже введенных в эксплуатацию, могут взорваться в любой момент из-за неправильной установки электроники. То есть, по сути, "Боинг" запустил в небо летающие бомбы и даже не извинился за это. Так что можно сказать, России повезло больше всех - благодаря западным санкциям самые проблемные модели в страну не попали", - пишет Daily Mail.

"В России нет моделей 737 Max - и слава богу. Потому что все проблемы в основном касаются этой новой модели воздушного судна. Причем здесь проблемы действительно конструктивные. И, к счастью, очень вовремя мы получили санкции и не успели купить эти самолеты. Поэтому на сегодняшний день мы летаем на самолетах "Боинга" предыдущего поколения – вполне себе современных, конкурентоспособных и надежных", - добавил Гусаров.

Кстати, "Боинг" уже успел обвинить Москву в своих будущих финансовых проблемах. Оказывается, у корпорации назревает острый дефицит с запчастями. А все потому, что еще в 2022-м из-за антироссийских санкций производитель терморегулирующего оборудования прекратил свою деятельность в России и перенес производство на Запад, но там заводы не справляются с нагрузкой. Так что компания уже предупредила инвесторов, что в этом году она точно не сможет поставить запланированное ранее количество самолетов Dreamliner.

Приближающийся крах гиганта подтверждают еще и проблемы в космосе. Запуск его многоразового пилотируемого космического корабля неоднократно откладывали именно из-за технических проблем. И вот 1 июня состоится очередная попытка, но уже сейчас специалисты прогнозируют, что Starliner не сможет благополучно сойти с орбиты. К тому же обнаруженную ранее проблему - утечку гелия - даже не собираются устранять. Разработчики считают, что и так сойдет.

В общем, похоже, "Боинг" решил навсегда отказаться от знака качества. Ну а потребители, похоже, будут вынуждены навсегда отказаться от самого "Боинга". 

Вера Щирова, "ТВ Центр"

Все самое интересное - в нашем канале "Дзен" Мы в Telegram
Главное сегодня
Выпавшая дверь самолета авиакомпании Alaska Airlines
Выпавшая дверь самолета авиакомпании Alaska Airlines
Производство самолетов Boeing
Производство самолетов Boeing
Неисправная дверь самолета авиакомпании Alaska Airlines
Неисправная дверь самолета авиакомпании Alaska Airlines
Возгорание пассажирского самолета в аэропорту Токио
Возгорание пассажирского самолета в аэропорту Токио
Отвалившееся шасси самолета в США
Отвалившееся шасси самолета в США
Отвалившееся шасси самолета в США
Отвалившееся шасси самолета в США
Отвалившееся шасси самолета повредило автомобили в США
Отвалившееся шасси самолета повредило автомобили в США
Самолет Boeing
Самолет Boeing
Возгорание пассажирского самолета в аэропорту Токио
Возгорание пассажирского самолета в аэропорту Токио
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ