Зимой, когда на улице минус 20 и дует сильный ветер, попытка добраться на работу превращается в пытку. Остановки для длительного ожидания в таких условиях не оборудованы. "Она просто разрушена и в аварийном состоянии находится. А там большой поток людей. И дети детсадовского возраста, школьного. Все люди Подножья. Это просто невыносимо. Там всеми ветрами обдувается остановка", - рассказывает жительница острова Русский Анна Максютенко.
Район Подножья, куда раньше ходил паром, на Русском самый заселенный - примерно три тысячи человек. После того, как на остров построили мост, морскую переправу на этом направлении закрыли и запустили автобусы. "Транспорт, вообще этот 29-й маршрут ходит отвратительно. Другого слова не придумаешь. Потому что автобусы маленькие, ходят переполненные", - сетует житель острова Русский Виктор Максютенко.
От конечной остановки в бухте Воевода до центра Владивостока не менее полутора часов езды. Сначала 12 километров по грунтовке, затем столько же по асфальту до моста и еще около 15 по городу.
Почти 50 километров утром, гораздо больше вечером - обратный маршрут длиннее - по будням островитяне бьют все рекорды передвижения. Они с ностальгией вспоминают время, когда гарантировано сев на паром, на "большой земле" они оказывались через 40 минут. Выходили на 36-м причале и отсюда же вечером отправлялись домой.
Единственный минус морского сообщения - штормовое предупреждение. При сильном ветре рейсы паромов отменяли. Островитянам приходилось пропускать работу, а оставшимся в городе, ночевать у друзей. Сегодня добраться до нужной точки можно всегда, но каких трудов это стоит?! "У меня ребенок уезжает на 7:40. Она встает в 06:00, и в седьмом часу она уходит на начальную туда остановку, чтобы у нее была возможность залезть в автобус. Не просто зайти", - рассказывает жительница острова Русский Лариса Цыганок. "Было бы очень неплохо, если бы была альтернатива в виде катера и парома, как это было раньше", - предлагает житель острова Русский Виктор Максютенко.
В администрации города считают, автобусный маршрут - оптимальное решение. Содержать паром, когда есть мост на остров, экономически невыгодно. Самое главное - пока невозможно технически.
"В администрации города существует одно муниципальное плавательное средство - это большой паром ледокольного типа "Босфор Восточный". Глубины в канале, его состояние техническое в принципе не позволяют "Босфору Восточному" туда даже подойти", - объясняет начальника управления транспорта администрации г. Владивостока Олег Демин.
Главной проблемой на 12-километровом отрезке до Подножья в мэрии называют отсутствие асфальта. Построить дорогу на участке планируют давно, сейчас разрабатывают проект реконструкции. Тем временем, заполненные сверх нормы людьми, маршрутки постоянно ломаются.
Станислав Бабко, Роман Статнов. Дальневосточное бюро "ТВ Центра", Владивосток.