В Париже в старом десятиэтажном доме открылась крупнейшая выставка уличного искусства. Более 100 художников граффити из 18 стран мира изнутри и снаружи разрисовали стены и лестницы здания, выпустив на волю всю свою фантазию. Такому аншлагу позавидовали бы и Лувр, и Орсэ, и Помпиду - до двенадцати часов перед заброшенной многоэтажкой на окраине Парижа стоят очереди. Это здание всего на месяц превратилась в самую крупную в истории выставку уличного искусства - четыре с половиной тысячи квадратных метров пространства на девяти этажах целиком отдали на откуп художникам граффити. Стены каждой из 36 квартир, построенных для рабочих в 50-х годах прошлого веках, за месяц до запланированного сноса превратились в холсты.
"Это уникальная возможность освоить пространство полностью, наши работы обычно ограничены одной поверхностью, но здесь можно было расписать и стены, и потолок, и пол - все 360 градусов", - рассказывает художник-граффитист "Tore".
Приглашения от организаторов получили более 100 адептов стрит-арта из 15 стран мира. Признанные мастера жанра когда-то начинали свою карьеру с росписи фломастером подъездов и переулков. Вместо художественной критики их ждали штрафы и порой тюремные сроки за вандализм. "В своей работе я использовал два главных цвета - металлик и черный, - это самые доступные баллончики с краской. И именно с этих цветов начиналось движение граффити, с вандалов на железных дорогах в США", - вспоминает "Shuck2".
Художников из России в списке авторов нет, но французский граффитчик, работающий под псевдонимом "Небэ", об этом сожалеет. Ему приходилось "бомбить" - на профессиональном слэнге значит "рисовать" - от Москвы до Владивостока, и творения российских единомышленников часто становились для него источником вдохновения. "Граффити - искусство подземелий, оно начиналось в подземных переходах и вагонах метро, потом оно выплеснулось на улицы и теперь занимает музеи. Это - все еще не музей, но я чувствую, что постоянная экспозиция не за горами", - говорит художник-граффитист "Nebay".
Мадам Лесаж - последняя из жильцов, которой предстоит покинуть дом на набережной Сены, всех обитателей социальной девятиэтажки уже расселили в жилье поновее. Пенсионерка, прожившая в этих стенах последние восемь лет, из живописи всегда предпочитала импрессионизм, но за время, проведенное в окружении современного искусства, ее вкусы посвежели. "Поначалу меня это раздражало, но потом я стала обходить этажи, наблюдая, как продвигаются работы, и вынуждена признать, что это очень впечатляет", - признается Мадлен Лесаж.
Расставаться со своими шедеврами творцам не жалко: граффити - искусство эфемерное, - городские власти поверх творений уличных художников краски обычно не жалеют.
Согласно замыслу, импровизированный музей будет разрушен до основания вместе со всеми экспонатами, но это не значит, что память о проекте бесследно исчезнет. Отдельные инсталляции, особенно понравившиеся публике, продолжат свое существование в цифровом виде, на специальном сайте в Интернете.
Андрей Баранов, Евгений Полойко. "ТВ Центр", Париж, Франция.