На дне Финского залива ищут сокровища. Парусник "Архангел Рафаил", затонувший здесь три века назад, хранит немало тайн. Его уже 5 лет изучают специалисты центра подводных исследований Русского географического общества. Обнаружили около сотни артефактов - посуду, одежду, инструменты. А самую ценную находку доставили в Москву, в центр Грабаря. Этот мокрый комок с прилипшей к нему тушкой рыбы на самом деле - печатное издание.
Такого результата удалось добиться благодаря уникальной операции. Просто подобных случаев в мировой практике не было. От просушки и заморозки отказались, разбирали по страницам. Жир уничтожили ферментами, остатки дегтя, льна и ила помогла убрать ультразвуковая ванна. Утраты восполнили так искусно, что книгу хоть сейчас в руки.
Это Библия. Высококлассное немецкое издание. Тканевые страницы, высокая печать. Вряд ли столь дорогая книга принадлежала кому-то из простых матросов. С другой стороны - почему рядом с ней оказалась жирная рыба? И почему именно этот перегруженный контрабандой парусник так искал Петр Первый? Хозяин судна был человеком казнённого Монса - любовника Екатерины.
Скульптуры и панно для реставраторов - тоже объект исследований. 250 лет мерцали в залах знаменитого грота в Кусково, отливая перламутром диковинных раковин. При этом во всех документах значилось - 18 век, работа немецкого мастера. Сейчас в гроте идет масштабная реставрация - его потолок и стены по заказу Шереметева действительно украшал немец Фохт. Но к этим скульптурам и панно, как выяснили в Центре Грабаря, ни он, ни его соотечественники отношения не имеют. С этим согласны и коллеги из Мюнхена.
Вопрос авторства остро стоит и в соседней мастерской. Здесь реставрируют секретер из "нехорошей квартиры". Тот самый, за которым сначала писал Гоголь, а потом - Булгаков. Не успели его разобрать, как тут же начали происходить мистические события. Сначала нашли серебряный медальон. Вскоре на одном из ящиков обнаружили карандашный рисунок.
Стоит ли говорить, как ждут этот секретер в Нехорошей квартире. И так - каждый день, вот уже сотню лет, в центре Грабаря пишется не конец, а начало интереснейшей истории.
Ольга Стрельцова, "ТВ Центр".