Дисковый телефон, электронно-лучевые мониторы, спиртовые термометры на фоне достижений современной науки кажутся артефактами. Трудно поверить, но именно с этого пульта управления в свое время была запущена новая - атомная эра Советского Союза.
1942 год. Европа горит в огне Второй мировой, а Соединенные Штаты запускают первый в истории ядерный реактор. Верховный Совет СССР отдает приказ: во что бы то ни стало создать собственный. "Представляете: в стране полностью разрушены, когда пахать не на чем было, люди в землянках жили, а нужно было собирать все для того, чтобы создать такую абсолютно новую науку, новую технику - атомную бомбу", - рассказал советник директора НИЦ "Курчатовский институт" Андрей Гагаринский.
Исследования, которые велись за высоким забором в режиме строжайшей секретности, возглавил Игорь Васильевич Курчатов. Перед физиками стояли две основные задачи: изучить механизм запуска цепной реакции и создать материал, которого нет на Земле – плутоний. Спустя 4 года появился первый в Советском Союзе ядерный реактор - в 20 раз мощнее американского. А вскоре состоялось испытание и первой атомной бомбы.
Из секретной лаборатории №2 он превратился в Национальный исследовательский центр. Роман пришел сюда на последних курсах института и сразу попал работать на Курчатовский синхротрон. Таких в стране всего два. Электроны движутся по кольцу, разгоняясь до скорости света. Таким образом удается получить рентгеновское излучение, которое сегодня применяют почти везде - от медицины до геологии.
Ведущие музеи страны присылают сюда самые различные экспонаты - от нательных крестов до фамильного оружия. Чтобы ученые безошибочно определили, из чего и когда были сделаны предметы старины.
"Как металлы, так и пергаменты, изделия из древесины, кости. Мы можем получать информацию с точностью порядка полупроцента", - говорит инженер исследователь лаборатории электронной микроскопии Наталья Колобылина.
Заглянуть в голову - здесь не фигура речи. Ученым удалось привить мышам ген медузы. Благодаря этому нейроны в мозге животного излучают свечение. Но не все время, а лишь когда хвостатый "думает". А точнее, "вспоминает" ранее приобретенные рефлексы. Оказалось, что забывчивость тоже можно лечить.
"Мы можем искусственно стимулировать именно эти группы клеток, которые - мы знаем - вовлекаются в эту память. И таким образом не давать им забываться. Дальше это можно переносить на людей, у которых какие-то проблемы с памятью", - рассказала руководитель отдела нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-технологий Ольга Ивашкина.
Искусственное солнце на Земле – а точнее, под землей – расположен так называемый такомак. Камера, внутри которой происходит управляемая термоядерная реакция. Температура плазмы достигает 100 миллионов градусов. Коснись вещество любого элемента установки, тот моментально расплавится. Если международные испытания пройдут успешно, то такомак станет первым неиссякаемым источником энергии.
От первого ядерного до международного термоядерного - путь длиной в 75 лет. За это время Курчатовский институт стал колыбелью научной мысли. Где опыт старшего поколения, помноженный на амбиции молодых ученых остается самой верной формулой прогресса.
Анна Пешехонова, Валерий Белинский, "ТВ Центр".