Наливные, румяные. Никому не нужные. Богатый урожай для фермеров из бельгийского Лимбурга вот уже два года - не удача, беда. Раньше половину выращенных в этих садах фруктов отправляли в Россию. Теперь приходится выбрасывать, передает "ТВ Центр".
"Мы, бельгийцы, расплачиваемся за введенные ЕС санкции. Когда все это начиналось, власти нам говорили "мы поддержим вас, мы поддержим вас", но мы никакой поддержки не видим", - сетует фермер.
Обещанного фермер Бруно с соседями молча ждали два года. Но терпение, как и финансы, у местных садоводов уже на исходе. Чтобы достучаться до брюссельских чиновников, решились на коллективный флешмоб. На каждом заборе плакат с одинаковой надписью: "Верните нам Россию".
Конференция - фирменный для региона сорт. Но именно специализирующиеся на нем хозяйства оказались на грани краха. Ведь груши выращивали, в основном, для российских покупателей. Экспорт 130 тысяч тонн в год - больше половины от всего урожая.
И Брюссель не спешит их компенсировать. Выплаты, которые должны были поддержать производителей, до сих пор не перечислены. Чтобы реализовать хотя бы часть товара, фермерам приходится снижать цены.
Яблоки – три евро, груши – 3,5. Но из этой суммы фермеры получат крошечную часть; закупочная цена, которую производителям, порой, просто навязывают торговые сети, часто даже ниже себестоимости. Разницу компенсируют из бюджета, но этого едва хватает, чтобы покрыть убытки.
Ситуация, знакомая не только бельгийцам. В долги из-за санкционной политики Брюсселя - ведь российские меры всего лишь ответ - влезли и производители Латвии, Франции, Финляндии, Польши. Итальянские предприниматели накануне вообще напрямую обратились к российскому президенту: написали письмо с просьбой хотя бы на время открыть двери на рынок. За два года альтернативы европейский бизнес так и не нашел.
В санкционной войне, по самым примерным оценкам, Европа уже потеряла больше 60 миллиардов евро. И цифра еще неокончательная. Если ситуация не изменится, говорят в Лимбурге, им придется приступать к уничтожению садов. А ведь чтобы вырастить новые, потребуется не один год. И лучше бы Брюсселю об этом вспомнить.
Екатерина Выскребенцева, Евгений Полойко, "ТВ Центр".