Революция, которую так ждали недовольные в Молдавии, едва не свершилась в первом же туре президентских выборов. Их лидер, социалист Игорь Додон набрал почти 48 процентов голосов избирателей, при необходимых 50-ти. На десять пунктов отстает Майя Санду - активный прорумынский и проевропейский кандидат. Но речь не только о именах, вопрос, какой путь развития выберет Молдавия - действительно независимого государства или территории полностью подконтрольной Европе и Румынии.
"Первый тур очень четко продемонстрировал, что население Молдовы хочет правления левых сил. Мы хотим досрочных парламентских выборов, хороших отношений с Российской Федерацией, выступаем за нейтралитет, за сохранение государственности, за православие и сохранение наших традиций", - заявил Игорь Додон.
Майя Санду. Совершенно незапоминающаяся внешность, вместо собственных взглядов - заявления, которые показывают: она вполне готова соблюдать правила, принятые в западной политике. На них и воспитана. Она училась в Америке и там же работала - советником директора Всемирного банка.
"Она будет проводить откровенно прозападную и проамериканскую политику, несмотря на то, что все соцопросы показывают, что значительная часть, а в общем-то, большинство населения Молдавии, настроено на пророссийский евразийский вектор", - считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
За последние четверть века молдаване поняли, что их страну просто грабят, превращая из успешной советской республики в беднейшее государство Европы. Уровень общественной поддержки евроинтеграции, который превышал 70%, сильно упал. Додона поддерживают, потому что верят, что он наведет порядок. И это опасно для человека, который, как утверждается, продвинул на первый план Майю Санду, - олигарха Владимирна Плахотнюка, тесно связанного с правящей коалиции. Если к власти придут иные люди, то они вполне могут заняться кражей века: предпринимателя и его друзей подозревают в уводе миллиарда долларов из банковской системы Молдовы. Теперь Плахотнюка называют режиссером этих выборов, сценарий которых, правда, написан не в Кишиневе.
По последним соцопросам, Додон сохраняет отрыв, но Санду пытается отбить его избирателей, делая несвойственные ей политические заявления о возможном сотрудничестве с Россией. И всерьез полагается на электорат в возрасте до 25 лет, который неактивно шел на участки в первом туре.
Предсказать результаты второго тура весьма сложно. Ведь уже были случаи, когда явный лидер гонки уступал на финише. Последний пример - Норберт Хофер, который не смог стать президентом Австрии, проиграв доли процента Александру ван дер Беллену. Но если Игорь Додон все таки одержит победу, это станет революционным событием. Политик намерен решить миром Приднестровский конфликт и наладить отношения с Россией. Додон даже пообещал признать Крым, что наделало немало шума в соседней Украине. Первым лицом государства, по конституции Молдавии, является премьер-министр страны, но в распоряжении нового президента будут необходимые рычаги для наведения своих порядков. Ведь геополитический курс получит поддержку населения.
Эксперты конечно осторожничают, заявляя что дождаться надо не только результатов выборов, но и результатов хотя бы 100 дней работы нового президента. Если им станет Игорь Додон, то первое, что он пообещал сделать, - это поехать в Москву на переговоры. Молдавские фермеры мечтают, что скоро появится прямой доступ на российский рынок, а полмиллиона гастарбайтеров - о беспрепятственном пересечении границы. Дадон намерен эти мечты выполнить. Он даже говорит о намерении провести референдум по вопросу геополитической ориентации Молдовы и своих симпатий не скрывает. Это евразийский экономический союз. Но пока все эти обещания разумно подвергаются сомнению, учитывая историю молдавской политики.
Сейчас Игорь Додон призвал представителей всех партий левого толка объединиться, и если это произойдет на деле - сумма голосов превысит 54 процента, а это уже победа. Впрочем, еще неизвестно, что произойдет сразу после выборов. Майя Санду появилась на своей пресс-конференции в желтом шарфе, у ее соратников на груди были желтые ленточки, что блогеры тут же сравнили с символикой Майдана. Отработанная на Украине технология теперь может примениться и в Молдавии. А в Кишиневе жечь костры и парламенты тоже умеют.
Пётр Вершинин, Дмитрий Панов, Елена Мекертычева, Дмитрий Шаракин, "В центре событий".