Присоединение Германии к странам, которые признали геноцид 1915-16 годов, вызвало ликование этнических армян по всему миру, сообщает "ТВ Центр". В Берлине они митинговали у здания Бундестага, а в Армении люди сразу направились к мемориалу жертв геноцида, где совсем недавно отмечали очередную годовщину трагедии.
В годы Первой мировой Германия была главным союзником Турции. В эпоху гитлеризма темная страница в истории страны - массовое истребление армян и других народов. И если в Армении в решении немецкого парламента увидели и оценили умение извлекать уроки из прошлого, в Турции тут же перешли к обвинениям.
"Немцы сами сжигали евреев в печах, а теперь клевещут на турецкий народ... Вначале оглянитесь на собственную историю! А Турции нечего стыдиться. В нашей истории нет подобных черных пятен", - заявил министр юстиции Турции Бекир Боздаг.
Такое заявление министр юстиции Турции делает на фоне неопровержимых фактов. Документы свидетельствуют: в Османской империи были убиты полтора миллиона армян. Эти события историки называют первым геноцидом XX века. Но Анкара и 100 лет спустя отрицает это, считает цифры завышенными, а погибших - жертвами гражданской войны и беспорядков. А когда такой позиции придерживаются власти, ей с удовольствием следует и улица.
В Стамбуле и других турецких городах проходят массовые митинги. У здания немецкого консульства порядок охраняет полиция. Идти на штурм демонстранты не решаются, но угрозы в адрес Германии звучат уже открыто.
В Азербайджане тем временем резолюцию Бундестага ожидаемо назвали "предвзятой и необъективной".
В свою очередь в Германии сейчас задаются другим вопросом. Газета Deutsche Welle пытается спрогнозировать, как отразится решение парламента на взаимоотношениях турецкой и армянской общин, напряженность в которых может грозить серьезными беспорядками. А израильские СМИ, напоминая, что геноциду причастны обе страны, анализирует перспективы сотрудничества Берлина и Анкары. В частности, газета "Гаарец" акцентирует внимание на том, что Турция сначала пригрозила ответными мерами, но премьер-министр тут же заявил, что его страна не откажется от взятых на себя обязательств по вопросу беженцев. А это значит, что финансовая сделка, предложенная канцлером Меркель, оказалась выгодней сиюминутной реакции на политическое решение Бундестага.
Алексей Платонов. "ТВ Центр".