Таких Патриарших прудов Булгаков точно никогда не видел. Лучшие голоса и музыканты Большого театра поют и играют в его честь. То, что он при жизни и не надеялся услышать. Впервые исполняют "Польку" Дунаевского из оперы "Рашель". Одно из четырех либретто, написанных Булгаковым во время работы литконсультантом в главном театре страны.
С Патриарших – в "нехорошую квартиру" на Большой Садовой, в домик Мастера на Арбате, в ресторан "Грибоедов" на Тверском, неизменный маршрут булгаковских поклонников. Столицу двадцатых-тридцатых годов прошлого века теперь изучают по его книгам. С Москвой у Булгакова был сложный и драматичный роман. Врач из Киева, решивший стать писателем, завоевывал её отчаянно. С самого начала поселился в районе Пречистенки, в среде литераторов-интеллектуалов и снобов.
Он оказался внимательным исследователем. И Москва дарила ему множество сюжетов, характеров и лиц. Они переселились в его "Зойкину квартиру", в "Собачье сердце" и "Театральный роман". Однако настоящей взаимности от легкомысленной и ветреной Москвы Булгакову пришлось ждать долго. Один за другим исчезали дома, в которых он жил, – в Чистом, в Нащокинском. Только в 2007-ом на Большой Садовой впервые появился его музей. И до сих пор нет памятника.
К юбилею, тем не менее, очень важный для Булгакова московский адрес стал его музеем. В этом доме никогда не собирались булгаковские поклонники, никогда не расписывали стены в подъезде. И тем не менее на Большой Пироговской 35А он жил почти семь лет. Именно в этой квартире и была написана первая редакция романа "Мастер и Маргарита". Более того, черновик этого "романа о дьяволе", как называл его сам писатель, здесь же и был сожжён.
Часть рукописи, впрочем, уцелела. И даже вернулась на время в кабинет, где была написана - главным экспонатом на первой здесь выставке с названием "Рукописи не горят". В отличие от "нехорошей квартиры" на Садовой, в которой писатель точно себя счастливым никогда не чувствовал, эту музейщики уже называют "хорошей". Еще бы, после углов и коммуналок первая отдельная квартира. Он въехал сюда на волне славы и успеха "Дней Турбиных". Впрочем, драм и трагедий и здесь хватало. В 1929-м, когда Булгакова перестали печатать и запретили играть его пьесы, он напишет письмо правительству СССР с просьбой об эмиграции. Ответит сам Сталин. Позвонит. В эту квартиру.
"Этот разговор начался со знаменитой фразы "Ну что, мы Вам очень надоели?" - с вопроса Сталина и закончился тем, что буквально через несколько дней после этого телефонного разговора Булгаков получил место ассистента режиссера во МХАте", - рассказал директор музея М.А.Булгакова Петр Мансилья-Круз.
На музей квартира сейчас, правда, мало похожа. Только-только избавилась от прежних постояльцев. После Булгакова помещение десятилетия занимали те, кто не раз попадал на страницы его романов, – служащие ЖЭКов и ДЭЗов.
Музей будут создавать с нуля. Сергею Шиловскому - внуку Елены Булгаковой – есть, что предложить в качестве экспонатов.
Концепцию нового музея еще предстоит разработать. Выставку хотели проводить всего два дня, однако, почувствовав ажиотаж, продлили. Решили, закроются на реставрацию 21 мая. А юбилейный год Булгакова в столице только начинается. Не исключено, и памятник появится. Как признание - Москва не оставила без взаимности своего Мастера.
Юлия Богоманшина, Марина Глебова, Тимур Ахмедов, Александр Медведев,"ТВ Центр".