Турция использует беженцев как инструмент политической борьбы с ЕС

Новость о том, что Европарламент резко притормозил рассмотрение безвизового досье для Турции, на самом деле, ни для кого не стала сюрпризом. Еще накануне было известно, что Анкара и Брюссель отменили встречу на высшем уровне, намеченную на 13 мая, напомнил "ТВ Центр". А ведь именно на ней стороны собирались детально обсудить и перспективу вступления в ЕС, и безвизовый режим. Но Евросоюз резко дернул стоп-кран и депутат от Нидерландов со ссылкой на главу Европарламента Мартина Шульца объяснил почему.

"Шульц сказал, что мы начнем работу над досье тогда, когда Турция выполнит все 72 требования для отмены визового режима", - говорится в сообщении парламентария.

Всего каких-то 72 пункта. Обычно ЕС предъявляет куда более жесткие требования к претендентам. Но для Турции их список максимально сократили. Хотя и этот жест доброй воли в Анкаре вызвал раздражение. Там явно рассчитывали, что никаких условий вообще не будет. И визы просто отменят. Но Евросоюз потребовал реформ, в том числе и в сфере борьбы с терроризмом. На что Эрдоган ответил, уже не стесняясь в выражениях.

"Они требуют от нас изменения Закона о борьбе с терроризмом. Почему те, кто советуют нам такое, позволили террористам разбить палатки у здания Европарламента? Пусть сначала ответят на этот вопрос. Турция не станет раскрывать объятия перед террористами и террористическими организациями, как это делают они", - заявил президент Турции.

Читайте также:

Турция не будет менять законы в угоду Евросоюзу

Но речь не столько о террористических организациях, которых опасается турецкий лидер, а о политических оппонентах внутри страны, говорят политологи. "Народная демократическая партия", которую называют про-курдской, на недавних выборах прошла в парламент и лишила партию Эрдогана большинства. И в прицеле закона о терроризме могут находиться именно ее лидеры.

"Сам этот закон дает возможность любого гражданина упрятать за решетку вне зависимости о того, участник он какой-нибудь террористической группы или нет. По большей части этот закон сейчас направлен на разгром партии, которая входит в парламент", - отметил директор Института социальных и политических исследований Виктор Надеин-Раевский.

С экономической точки зрения обещанных преференций от Европы Турция тоже, кстати, так и не дождалась. Три миллиарда евро в год на содержание беженцев до Анкары не дошли. По крайней мере, пока. И это вторая проблема, которая беспокоит турецкого лидера, похоже, еще больше, чем приостановка процесса отмены виз. Но именно последнюю цель он назвал стратегической для страны. Оттого и идет в наступление.

"Я рассчитываю на то, что безвизовый режим между Турцией и Евросоюзом заработает уже к октябрю. Иначе мы пойдем своим путем, а Европа - своим", - заявил Эрдоган.

Эти слова уже похожи на ультиматум Брюсселю. Еще более прямо высказался советник турецкого президента Бурхан Кузу.

"Если они примут неверное решение, мы пошлем беженцев. И если двери Турции будут открыты, ЕС ожидают тяжелые времена", - сказал он.

Турция, уже не стесняясь, использует беженцев, как оружие в политической борьбе с Евросоюзом. И этот неприкрытый шантаж раздражает многих в Европе. Но там, похоже, понимают и нынешнюю безвыходность ситуации. А она раздражает куда больше. Другого плана, как избежать наплыва сотен тысяч мигрантов, у Брюсселя попросту нет. И значит, Турции все же придется заплатить.

"По сути это долгий переговорный процесс, где Эрдоган будет получать максимальный выкуп. Вернее, будет стремиться получить выкуп из той ситуации, в которой оказалась Европа. Поскольку, в первый раз заявив о возможности и о желании платить, Брюссель фактически сделал заявку о том, что он будет платить постоянно", - пояснил доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

Выигрышность своего положения прекрасно осознает и сам Эрдоган. Евросоюз с легкостью закрыл глаза на ущемление прав граждан, уголовные преследования журналистов, выступающих против президента, торговлю нефтью с террористами и фактический геноцид курдского народа, который Турция проводит на севере страны. Закроет и на все остальное, похоже, уверен Эрдоган. Он, уже не стесняясь, указывает, что нужно делать не только Евросоюзу, но и НАТО, например, касаясь Черного моря.

"Нужно сделать Черное море морем стабильности. Я говорил генеральному секретарю НАТО: вас в Черном море нет, поэтому оно стало почти российским озером. Если мы не примем меры, история нас не простит", - заявил турецкий лидер.

Европейская пресса уже ополчилась на турецкого президента.

"Пришло время открыто сказать без пяти минут диктатору, что мы о нем думаем", - написала обозреватель немецкой "DW"  Барбара Везель.

И даже глава МВД Германии сегодня высказался в духе, что с этими переговорами, которые и.о главы испанского МИД назвал халтурой, пора заканчивать. Но высший уровень европейских политиков пока молчит, ища выход из ситуации, которого у них пока нет.

Александр Панюшкин, Юлия Олейник, "ТВ Центр"