Брюссельские атаки грозят разорвать саму ткань Евросоюза

Официальная информация о ходе расследования не обновляется со среды, когда объявили в аэропорту и в метро подорвались родные братья Ибрагим и Халид Бакрауи. Есть подозрения, что в метро Халид был не один — по неподтвержденным данным, полиция разыскивает его неизвестного сообщника, передает "ТВ Центр".

Не исключено, что братьям-смертникам удалось скрыться из-под носа у бельгийской и французской полиции. 15-го марта во время обысков в брюссельской коммуне Форест в ходе перестрелки были ранены четверо полицейских и убит один из подозреваемых. Еще двоим, как сообщалось в тот день, удалось скрыться по крышам соседних домов. Позже стало известно, что помещение было арендовано на поддельное имя одного из братьев Бакрауи, а внутри были обнаружены следы ДНК Салаха Абдеслама.

Дом не привлекал внимания полиции, потому что считался не жилым — с января он был отключен от электро- и водоснабжения. В Скарбеке — районе Брюсселя на противоположном конце города – террористы также, чтобы не привлекать внимания, укрывались в пятиэтажке на ремонте, где единственными их соседями была не владеющая языками, кроме испанского, семья из Колумбии.

На верхних этажах полузаброшенного дома в брюссельском квартале Скарбек собирали бомбы и отсюда они уехали в аэропорт. Полицейских по этому адресу привел таксист, который накануне утром у подъезда забрал троих подозреваемых террористов.

Всего в полутора километрах от этого места — в том же Скарбеке — в декабре была обнаружена лаборатория по производству поясов смертников для ноябрьских парижских терактов. В ней были найдены следы Салаха Абдеслама и Наджима Лашрауи — предположительно, подорвавшего себя в брюссельском аэропорту. Близость преследователей три месяца назад не помешала террористу переехать на соседнюю улицу в том же квартале и продолжить собирать бомбы. Во время обыска в среду в квартире нашли мешок с гвоздями, 150 литров ацетона и 15 килограммов готовой взрывчатки: трипероксида ацетона.

Перекись ацетона хорошо известна. Она открыта в конце XIX века, но новую известность приобрела в связи с терроризмом: ее использовали во время взрывов в Лондоне в 2005 году, в Париже в прошлом году и сейчас в Брюсселе. Нужные реагенты легко найти в открытой продаже и их можно совместить в домашних условиях, но процесс очень опасен — малейшая ошибка может стоить жизни.

Еще одна находка сделана в мусорном ведре недалеко от подъезда: ноутбук, принадлежавший террористам, на котором Ибрагим Бакрауи оставил аудиозапись, названную в прокуратуре "завещанием" смертника: он говорит, что находится "в спешке", "не знает, что делать" и "если мы будем тянуть, то закончим в камере, как он".  Он, несомненно, пойманный неделю назад Салах Абдеслам. Очевидно, план брюссельских атак готовился заранее, но арест Абдеслама поторопил террористов. Адвокат Салаха, на которого после терактов во вторник разгневанные бельгийцы пытались напасть, объявил о резкой перемене позиции своего клиента: "Он хочет быть выданным во Францию как можно скорее. К Бельгии имеет отношение лишь небольшая часть его обширного досье, поэтому он хочет объясниться во Франции, и я думаю, что это хорошо. Он ничего не говорил о брюссельских терактах. Но он изолирован в камере, у него нет телевизора или радио".

При этом до брюссельских взрывов Абдеслам через адвоката заявлял, что намерен оставаться в Бельгии. Слушание по выдаче назначено на 7 апреля, но теперь Бельгия заинтересована удерживать террориста как можно дольше и вытянуть из него максимум информации. Свое слово в расследовании сказал президент Турции: Эрдоган поведал о том, что Ибрагим Бакрауи в июле прошлого года был арестован в Газиантепе по пути к сирийской границе — на фото турецкой полиции он с довольной улыбкой — и депортирован в Европу, правда, не в Бельгию, а в Нидерланды. Ориентировку от турецких коллег проигнорировали и в Гааге, и в Брюсселе. При том, что оба брата были прекрасно известны бельгийской полиции, оба отбывали сроки за бандитизм, оба были освобождены досрочно и должны были отмечаться в полиции — вся Европа гадает, почему осужденным преступникам было позволено путешествовать. В августе Бакрауи снова оказался в Турции и снова был выслан назад.

Mea Culpa в исполнении главы бельгийского МВД: вместе с министром юстиции он написал заявление об отставке, премьер-министр бумаги не принял. Вашингтон тем временем подтвердил: оба брата-смертника находились в американском "черном списке". Несмотря на все новые свидетельства проколов бельгийских спецслужб, уровень угрозы в королевстве было решено снизить на один пункт, на транспорте меры безопасности остаются усиленными. Каждого желающего попасть на Центральный вокзал в Брюсселе полиция обыскивает вручную — скорее для успокоения самих пассажиров. Металлоискатели на входах не только в брюссельские, но и вообще в любые европейские вокзалы и аэропорты — редкость, а в том же Завентеме личность путешествующих внутри Евросоюза, порой, и вовсе никак не контролировалась.

Компромисс между свободой передвижения, на которой построена единая Европа, и необходимостью поставить заслон террористам становится главной темой дебатов, аналитики американской организации Stratfor предупреждают: брюссельские атаки грозят разорвать саму ткань Евросоюза. Это подарок набирающим силу в отдельных странах националистам, желающим похоронить Шенгенские соглашения. Еврокомиссия, согласно источникам, уже рассматривает возможность введения контролей на входе во всех аэропортах Европы, но надежды немного: в ЕС по-прежнему нет единой системы обмена личными данными авиапассажиров и ни один из последних терактов — во Франции или в Бельгии — так и не приблизил её появления.

Андрей Баранов и Евгений Полойко, "В центре событий", "ТВ Центр", Брюссель, Бельгия.