Ученые рассказали, какой будет Москва через 50 лет

Кураторы и студенты долго изучали тренды современности, новые технологии и самые смелые прогнозы. Пришли к выводу: Москва, а вместе с ней и весь мир, стоят на пороге эпохи праздности. Безделья то есть. Через полвека производство и сфера услуг будут настолько хорошо обходиться без людей, что у нас появится уйма свободного времени. На что его потратить - спор, который имеет все шансы стать вечным. Одни – и их подавляющее большинство – предпочтут пассивные развлечения вроде кино и видеоигр, другие – выберут саморазвитие и спорт. И вот они-то сломают самый главный стереотип о том, что Москва никогда не спит.

"Совершенно нормально будет ложиться спать в девять вечера. И человек, который наутро хочет от себя каких-то творческих конкурентноспособных результатов, будет уходить из бара в восемь. Это кардинальным образом изменит режим работы вообще культурных учреждений, которые хотят именно с этой платёжеспособной публикой иметь дело", - считает искусствовед, выпускница института "Стрелка" Екатерина Крылова.

Конфликт идеологий отдыха - не единственный из тех, что будут портить нервы нашим потомкам. Еще одна дилемма - прятаться от чересчур любопытного Большого брата или пытаться с ним дружить. Сейчас большинство, в обмен на удобство, бездумно сообщает интернет-гигантам о себе чуть ли не больше, чем сам про себя знает. Лет через 50 дойдёт до того, что у каждого будет персональный дрон-ассистент, знающий всё  о своем хозяине. Сколько сделать упражнений на тренировке, подскажут голографические проекции. А дома так и вовсе станут прозрачными - так легче предоставлять о себе вообще всю информацию.

"В какой-то момент какие-то люди будут задумываться, хотят они это делать или нет. И для того, чтобы уйти из этой системы, которая пока что нас, скажем так, просто использует, нужны будут такие серьёзные способы защиты", - говорит архитектор, куратор спецпроектов института "Стрелка" Дарья Парамонова.

И вот тогда-то появятся информационные гетто, населённые технологическими диссидентами, скрывающими свою жизнь от чужих глаз. Москва разделится на две неравные части: районы праздничной публичности и районы торжества сумрачной приватности. И ещё неизвестно, где нам сегодняшним было бы уютнее.

Впрочем, все это меркнет по сравнению с  бессмертием. Кураторы уверены: через полвека его можно будет буквально впрыскивать в кровь. Инъекции будут производиться по подписке, за абонентскую плату, примерно так, как сегодня работают сотовые компании. Сегодня, судя по опросу, эту "услугу" оценил бы только каждый пятый россиянин, но это пока во вкус ещё не вошли. А скоро бороздить космические просторы будут, не страшась расстояний в сотни световых лет. А куда спешить? А некоторым прививку бессмертия сделают бесплатно - за согласие работать в такой непрестижной и трудоёмкой сфере как сельское хозяйство.

Собственно, и природа к тому времени сильно изменится, ну или, точнее, модернизируется. Активисты, озабоченные экологической ситуацией в "Лосином острове", обзаведутся датчиками и биокомпьютерами. Растения и животные сами будут посылать данные по WiFi. Ну а потом мы и вовсе сможем напрямую общаться, к примеру, с собаками. И хочется верить, что последние хотя бы не будут умнее нас.

Проект института "Стрелка" - пусть и самая основательная, но далеко не первая попытка заглянуть в будущее Москвы. В 1914 году "Товарищество Эйнемъ" выпустило серию шоколадных конфет с одноимённым названием. Рисунки на каждой коробке, разумеется, - не объективный прогноз, а лишь фантазии на пороге индустриализации. Многое так и осталось мечтой, что-то отчасти воплотилось в реальность. Важен подтекст: век назад от технологий ждали чуда. Сейчас вперёд смотрят более настороженно. Любой прогноз - отражение нас самих, сегодняшних. Наших страхов и надежд. Разглядывая "Санту из будущего" на оленях-роботах, сложно отделаться от ощущения "украденного Рождества". Ведь хоть сам персонаж в красно-белом костюме лишь плод воображения, олени у него должны быть настоящие. Живые.