У отеля в самом центре Манхеттена, где вот-вот начнутся переговоры, все напоминает о предстоящем католическом Рождестве. Проходя мимо украшенной разноцветными шарами елки, главы внешнеполитических ведомств не скрывают приподнятого настроения.
Так тепло Сергея Лаврова приветствует журналистка из Дамаска. Впрочем, ведущую роль России в урегулировании сирийского кризиса признают не только там. Глава американского госдепа объявляет голосование, и все без исключения 18 рук взмывают вверх.
Спустя сутки после принятия резолюции о пресечении финансирования так называемого "Исламского государства" Совбез ООН утверждает еще одну - по политическому урегулированию конфликта в Сирии. Документ поддерживает перемирие в стране, призывает срочно организовать переговоры сторон конфликта - уже в январе их участникам отправят приглашения. А еще в тексте говорится о создании в течение шести месяцев переходного правительства и проведения не позднее чем через полтора года свободных и справедливых выборов в соответствии с новой конституцией. Главный принцип, с которым согласились все, - будущее Сирии должен определять сам сирийский народ. Это та позиция, которую всегда отстаивала Москва.
"Только ведомый самими сирийцами инклюзивный диалог может положить конец тяжелейшим страданиям, выпавшим на долю сирийского народа. При этом подтверждены фундаментальные принципы политического решения. Сирия должна оставаться единым, светским, многоконфессиональным и полиэтническим государством, комфортным и безопасным для всех групп населения. И только сам сирийский народ вправе определять свое будущее. Это ясный ответ на попытки навязать сирийцам извне решения каких-либо вопросов, включая вопрос о судьбе их президента", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Он подчеркивает: если все пойдет по плану, бороться с террористами можно будет куда эффективнее. И все же разногласия остаются, продолжает глава российского МИДа уже на совместной с Джоном Керри пресс-конференции. Вашингтон в вопросе будущей судьбы Башара Асада, казалось бы, отказался от категоричности. Но только минувшей ночью Барак Обама снова заявляет: президент Сирии утратил легитимность и должен уйти.
Не менее важно, говорит российский министр, и составить список участников внутрисирийских переговоров так, чтобы туда не попали экстремисты. Для этого нужно всем вместе окончательно определиться, кого считать террористами.
"Я считаю, что, во-первых, далеко не всех, кто там находится на земле, нужно вообще приглашать на переговоры. Речь идет о сирийцах, которые действительно представляют собой патриотическую оппозицию, включая вооруженную оппозицию. Но тех, кто не замешан в экстремистской деятельности, в продвижении идеалов ИГИЛ, "Нусры" и им подобных", - заявил Лавров.
Еще один камень преткновения - Турция. Там по-прежнему отказываются закрывать границу с Сирийской Арабской республикой, а это, подчеркивает Лавров, необходимо сделать безотлагательно. Чтобы не получилось как с резолюцией 1999 года по пресечению финансирования "Аль-Каиды", которая выполнялась недостаточно добросовестно. Интересовались журналисты и будущим отношений Москвы и Вашингтона. Глава американского госдепа уклончиво ответил: два единогласно принятых документа - уже большой прогресс. А дальше будет только больше.
Ольга Оксенич, Артем Рассказихин, "ТВ Центр".