Путин на Валдайском клубе высказал позицию по ситуации в мире

Отвечать на вопросы Владимир Путин продолжал, уже направляясь к выходу. Журналистам не хватило ни выступления, ни открытого общения с участниками форума, во время которых президент обозначил свою позицию практически по всем актуальным проблемам, передает "ТВ Центр". Но вот уже в кулуарах к нему обращается представитель Донбасса. Разговор завязывается снова.

"Очень многие эксперты сейчас говорят по поводу того, что Донбасс попросту сдают. Если минские договоренности пойдут в такой ключе, как быть с этим?" – спрашивают Путина.

"Вы знаете, что мы поддерживаем Донбасс. Поддерживаем и Луганск, и Донецк. И будем это делать. Будем защищать их выбор. Но нужно внимательно людей знакомить с теми правами, которые они могут получить в случае полного, хочу это подчеркнуть, осуществления минских договоренностей. Вопрос ключевой - граница. Наша позиция заключается в том, что мы будем способствовать тому, чтобы украинские пограничники … под контроль участок границы, который соединяет Россию с Донбассом. Но только в том случае и тогда, когда будут полностью выполнены политические договоренности, достигнутые в Минске и когда люди в Донбассе будут полностью чувствовать себя в безопасности и согласятся с этим", - ответил Путин.

Выступление президента России перед участниками Валдайского клуба по открытости и прямоте уже сравнивают с его Мюнхенской речью на конференции по безопасности в феврале 2007 года. Спустя почти девять лет мир не только не стал безопаснее, он столкнулся с новыми вызовами. Один из самых серьезных - террористическая угроза. Тема борьбы с группировкой "Исламское государство", запрещенной в России многих других странах, стала одной из ключевых на этой встрече Валдайского клуба. Владимир Путин убежден, что военная сила должна применяться только как последний аргумент, когда все другие исчерпаны, а заигрывание с терроризмом приводит к самым печальным результатам.

"Не нужно играть в слова, делить террористов на умеренных и неумеренных. Хотелось бы понять, в чем разница. Наверное, по мнению некоторых специалистов, в том, что умеренные бандиты, что называется, в умеренном количестве или нежным способом обезглавливают людей. Безусловно, Соединенные Штаты располагают огромным, самым большим в мире военным потенциалом, просто всегда трудно вести двойную игру. Объявлять о борьбе с террористами и одновременно пытаться использовать часть из них для того, чтобы расставлять фигуры на ближневосточной доске в своих интересах, как кажется, в своих интересах", - указал российский лидер.

Владимир Путин в очередной раз напомнил: российские летчики действует в Сирии по просьбе законного правительства этой страны, и защищают не только интересы сирийского народа, но и интересы других стран, и самой России. Терроризм - это угроза не только для ближневосточного региона. В нашей стране также помнят о кровавых терактах в Буденновске, Москве, Беслане и других городах. 

"Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня одному правилу: если драка неизбежна - надо бить первым. Угроза террористических ударов в России, она от наших действий в Сирии, уверяю вас, не стала ни больше, ни меньше. Она была и есть, к сожалению. Вот мы не принимали никаких действий в Сирии. Что заставило террористов нанести удар в Волгограде на железнодорожном вокзале? Ничего. Просто их человеконенавистническая ментальность", - считает Путин.

Экс-посол США в Советском Союзе Джэк Метлок в конце 1980-х участвовал в подготовке договора по сокращению наступательных ядерных вооружений между США и СССР. Сегодня, когда Соединенные Штаты в одностороннем порядке по сути вышли из этого договора, а на днях испытали элементы ПРО в Европе, опытный дипломат оказался в непростой ситуации и был вынужден сам отвечать на прямые вопросы.    

Путин: Поскольку у нас дискуссионный клуб, я бы хотел все-таки спросить у многоуважаемого господина посла: как он оценивает односторонний выход США из договора по ПРО.

Мэтлок: Я не думаю, что какие-то дальнейшие планы по размещению такого оружия могли бы угрожать российской системе. В целом я не поддерживаю развитие системы ПРО. Но основная цель ее - не угрожать России, а чтобы были рабочие места в США. Ведь это военно-промышленный комплекс, где работает множество людей.

Путин: Господин посол, я считаю ваши аргументы неубедительными. Вы все-таки дали прямой ответ, но украшательства в нем были. Не нужно создавать рабочие места, когда результатом этой деятельности является угроза всему человечеству. Зачем их создавать в такой сфере. Давайте их создавать в сфере биологии, фармацевтики, высоких технологий, не связанных с производством вооружений.

Создание системы ПРО, напомнил Владимир Путин, США объясняли необходимостью защиты от иранской ядерной угрозы. Однако и после того, как эта проблема, в том числе при участии России, была решена, Соединенные Штаты не прекратили совершенствовать противоракетную оборону, что окончательно сделало очевидной ее основную цель: ослабить оборонительный ядерный потенциал нашей страны. Однако диалог, убежден президент, необходимо продолжать по всем вопросам. По окончании дискуссии Владимир Путин встретился со спикером парламента Ирана Али Лариджани. Говорили о деталях визита президента Асада в Москву, а также о предстоящих переговорах по Сирии. В пятницу в Вене их проведут главы МИД России, Турции, Саудовской Аравии и США.

Алексей Платонов, "ТВ Центр".