На Доме Пастернака начали сносить незаконно надстроенную мансарду

Кристина Одиноченко, корреспондент:
- Дом, в котором родился Пастернак. Во времена поэта он был трехэтажным типовым домом. Но в 2002 году один из арендаторов здания решил "облагородить" его вот такой стеклянной мансардой. Кроме того, в судебном порядке он оформил право собственности на новое помещение.

Внутри этой просторной мансарды с обзорным видом на старую Москву должен был появиться очередной офис. Вместо этого, весь 4 этаж памятника архитектуры демонтируют. То, что это самострой, власти выяснили еще 6 лет назад, с лжесобственником пришлось долго судиться. В итоге правительство Москвы восстановит историческую крышу, под которой родился поэт Борис Пастернак, а собственник все это впоследствии оплатит. Проект требует около 5 млн рублей, не смотря на то, что новый этаж особо не навредил старинной постройке.

Сергей Андряков, главный инженер ГКУ "Мосреставрация":
- Утраты сейчас наблюдаются только по карнизу здания. Трещин на стенах не наблюдается, но разрушения на карнизе есть.

7 августа 2013 года уже называют новой эпохой в архитектурном законодательстве. Во-первых, теперь ответственность будут нести реальные заказчики самостроя - юридические лица. Во-вторых, новый Федеральный закон, подписанный весной, предусматривает серьезное повышение штрафов до 20 млн рублей за причинение вреда памятникам архитектуры, и до 60 млн за вред особо ценным объектам из перечня ЮНЕСКО, что несравнимо с прежними штрафами в несколько тысяч рублей.

Сергей Мирзоян, заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы:
- Это самые крупные штрафы не только в России, но и, наверное, в Европе. И самые крупные в рамках действующего административного законодательства за какие-либо нарушения, в 12 раз превышает любые иные штрафы.

Застройщики должны знать, что избежать ответственности не удастся, отделать небольшим штрафом тоже. Однако задачи набить бюджет штрафами у столичных властей нет. Это скорее профилактический механизм, который предотвратит нарушение закона и разрушение памятников. Собственники мансарды даже во время судебных тяжб с правительством столицы считали себя в помещении хозяевами и не пускали специалистов на порог.

Дмитрий Соколов, главный архитектор подрядной организации-разработчика:
- Трудно было с исследованиями и тщательными обмерами. Нас, можно сказать, туда не пускали. Правда, сейчас есть электронные методы. Большую часть обмеров мы делали с улицы специальными приборами.

По адресам наиболее проблемных объектов столицы уже отправлены уведомления о том, что теперь у инспекторов по защите памятников истории больше возможностей, чем прежде.

Кристина Одиноченко, Сергей Сенченков, "ТВ Центр".