Существует ли угроза вооруженного столкновения США и России? Будут ли новые санкции из-за российских авиаударов по Сирии? Нужно ли было начинать операцию в Сирии и стоит ли идти до конца? Какая главная цель в Сирии у США? Правда ли, что США уже не номер один в мире?
О противостоянии России и США
"Это противостояние обнаружилось во время кризиса на Украине. США использовали украинский кризис для того, чтобы объявить политику сдерживания, политику изоляции России, а наиболее продвинутые представители американского политического класса ставили вопрос о том, что пока в России не сменится власть Владимира Путина, то с ней нечего иметь дело. Администрация официально так вопроса не ставила, но, полагаю, многие так думают".
Кто мощнее – США или Китай?
"США находятся в сложном положении, потому что объективно их позиции ослабевают. Ничего нельзя сделать с тем фактом, что в 1960-м году на США приходилось 44% мирового валового продукта, а в 2014 году – 16,5%. По данным Мирового банка и МВФ они уже на 1% уступают Китаю, то есть по паритету покупательной способности ВВП у Китая выше, чем у США. Они по-прежнему себя называют первой державой мира по совокупности факторов мощи. Но по экономике есть очень большие сомнения, что США – это номер один. Скорее, это уже Китай. Конечно, это создает напряженность, американский политический класс нервничает".
О возможности вооруженного столкновения с США
"Я исключаю возможность вооруженного столкновения США и России. Если, конечно, в США не придут к власти люди типа Марка Рубио из Флориды, который предложил установить бесполетную зону над Сирией, и если русские будут ее нарушать, то американские войска должны им показать. Но, думаю, что такие политики не имеют больших шансов на победу в США. Я верю в разумность американского избирателя и американского политического класса. И главное: американцы всегда учитывают соотношение сил. Если Россия утвердит себя в качестве влиятельной, сильной державы, которая способна не только говорить, но и действовать так, что это будет впечатлять весь мир, американский политический класс найдет возможность вести переговоры и договориться с нами".
Об эффективности бомбардировок в Сирии
"США говорят, что российские удары неэффективны. Но это же смешно! Вы целый год занимались тем, что бомбили Сирию, ничего с ИГИЛ не сделали. И теперь говорите, что российские удары неэффективны? Да поэффективнее ваших оказались, как показали десять дней, в течение которых проходит военная операция".
Главная цель США в Сирии
"У США есть один пункт, граничащий с манией: надо свалить Асада. Что потом будет – трава не расти. Сирия развалится, алавитов всех вырежут – а их почти три миллиона человек, христиан всех выгонят – это еще два с половиной миллиона человек. Что будет со страной, что будет с людьми, это Америке не важно. Есть одна одержимость – свалить Асада, и ради этого США в течение года фактически прокладывали путь на Дамаск "Исламскому государству".
Будут ли новые санкции из-за Сирии?
"После того, как поступила информация о новых санкциях из-за Сирии, она была опровергнута одним из руководителей Еврокомиссии. Не думаю, что из-за Сирии Евросоюз пойдет на новые санкции – оснований для этого нет. Россия действует в соответствие с международным правом по приглашению законного правительства Сирии. Даже с юридической точки зрения нам нечего что-то предъявить. У нас больше оснований быть в Сирии, чем у США и Франции".
Как дальше будут развиваться события в Сирии?
"Спрогнозировать события в Сирии сложно. Сейчас главная задача – нанести поражение "Исламскому государству" как минимум на территории Сирии. Премьер Ирака уже не раз говорил, что он бы приветствовал аналогичную российскую военную операцию на территории Ирака. Но официального обращения за помощью к нам пока не было. "Исламское государство" – главная проблема. Задача сначала свалить Асада, а потом воевать с Исламским государством – это безответственная политика, какая была в Ливии".
Нужно ли было начинать операцию в Сирии и стоит ли идти до конца?
"При принятии крупных стратегических решений невозможно просчитать на 100% все их последствия. Я думаю, что в этом политическом решении заложено исключительно много задач с точки зрения национальных интересов России, нашего самосознания, международной роли, внутренней силы, как государства. Решение по Сирии отвечает всем этим задачам.
Операция в Сирии имеет определенные временные рамки – мы не собираемся ее вести до бесконечности. Когда она будет завершена, это будут определять военные. Во-вторых, в этой операции наземные и сухопутные войска принимать участие не будут. Операция эта ограничена и по стоимости, и по людскому потенциалу. Третий момент: за безопасность приходится платить. У нас, в отличие от США, которые придумывают себе угрозы, безопасность действительно под вопросом в связи с активностью "Исламского государства". ИГИЛ пойдет туда, где проще, – в Среднюю Азию, а это зона, которая нас очень беспокоит. Они могут через своих активистов пойти и на Северный Кавказ. Поэтому мы в данном случае просто обеспечиваем свою безопасность. И если за нее надо заплатить – мы заплатим".
Виноват ли Асад в гибели гражданского населения?
"Естественно, во время гражданской войны армия Сирии предпринимала действия, которые привели к гибели гражданского населения. Но не Асад начал эту войну – ему эту войну навязали. Все вооруженные отряды получили оружие, финансы из-за рубежа – и мы знаем, из каких государств это шло. Катар за первые два года сирийского кризиса истратил $3 млрд на поддержку сирийской оппозиции. Каждой семье, члены которой воевали в рядах оппозиции и погибли, выплачивалось по $50 тысяч единовременно, а каждый боец получал $3-5 тысяч. Это данные британской газеты Financial Times".