120-летие Сергея Есенина: интересные факты из жизни бунтарского поэта

3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. К этой памятной дате TVC.RU собрал интересные истории из жизни вышедшего из крестьян "бунтаря" и его самые известные фотографии.

Есенин преодолел путь от деревенского крестьянского мальчика до самого известного дебошира России. Того, раннего Есенина русский советский поэт Владимир Маяковский называл "декоративным мужиком", слишком слащавым, неискренним, а его стихи — "ожившим лампадным маслом".

Его поведение многие неизменно находили вызывающим, эпатажным и даже шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных течений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: её либо обожают, либо отказываются понимать и принимать.

Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Из Есенина мог бы получиться отличный учитель: в 1909 году поэт с отличием окончил земское четырёхклассное училище в его родовом селе Константиново Рязанской губернии, затем поступил в церковно-учительскую школу, однако, проучившись всего полтора года, бросил её — педагогическая стезя не прельщала его. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии. С сентября 1913 года, уже будучи в Москве, Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского. Полтора года университетской практики заложили в поэте ту прочную основу образования, которой ему так не хватало. После Есенин охотно занимался самообразованием, много читал и был известен своей искромётной эрудицией.

Молодой поэт приехал покорять Москву в семнадцатилетнем возрасте. Цель у него была ясная, но практически недостижимая: стать самым известным в стране поэтом. Спустя год уже совершеннолетний Есенин до беспамятства влюбился в Анну Изряднову - корректора в типографии.

Однако этот гражданский брак с первых же дней показался поэту ошибкой. Он предпочёл тихому семейному счастью головокружительную карьеру и уехал искать счастья в Петроград. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: "Видела его незадолго до смерти. Пришёл, говорит, проститься. На мой вопрос почему, говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру". Просил не баловать, беречь сына".

Трагически сложилась и судьба самого сына Есенина и Изрядновой Юрия: 13 августа 1937 года он был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы покорять Петроград, где встретился с Блоком, который высоко оценил "свежие, чистые, голосистые", хотя и "многословные" стихи "талантливого крестьянского поэта-самородка", помог ему, познакомил с писателями и издателями. Эта встреча кардинально изменила дальнейшее продвижение Есенина в поэтической и писательской среде.

В январе 1916 года Есенина призвали на войну и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение - "с высочайшего соизволения" санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В это время он сблизился с группой "новокрестьянских поэтов" и издал первые сборники, которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Максим Горький писал Ромену Роллану: "Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники".

Своим восторженным впечатлением об Есенине с TVC.RU поделилась президент Славянского фонда России Галина Боголюбова.

"Он действительно был очень талантлив, вышел из народа и как ему удалось стать таким выдающимся поэтом - это только дар, который дан от природы. Потому что человек абсолютно был малограмотный, писал с ошибками, запятые нигде не ставил. Но то, что это бунтарь по натуре, - это да. То, что его поддержали чекисты в своё время - это тоже, потому что нужно было показывать не только истеблишмент и богему того периода - декадентскую богему - это Блок, это Хлебников, это Волошин, - а надо было показать того, кто вышел из пролетариев, из деревни, - вот он наш мужик. А наш мужик действительно был очень талантлив, но со своим талантом, со своим буйным темпераментом он не смог справиться и влиться в эту систему, которая всё контролировала. Его заставляли работать подконтрольно, а он не мог, потому что он не получил специального образования, он ещё не понимал, что происходит. Поэтому и писал "я не могу, задрав штаны, бежать за комсомолом". Это не его вообще, как можно представить Есенина с комсомольским значком. А система уже начала упорядочивать поэтов, писателей, приводить их в норму. Так же, как Блок, вдруг этот утончённый, абсолютно интеллигентный человек, как он мог написать поэму "Двенадцать". Просто форменные бандиты ходят, размахивают, поют блатные песни и говорят "ах ты, Катя, моя Катя, толстоморденькая... У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа". И "в белом венчике из роз - впереди - Иисус Христос" - полная пошлость. Вообще-то Христос носил белый венчик не из роз, а терновый венец. А здесь демонстрируется желание подчеркнуть эту пошлость, потому что отрицание религии тогда полностью доминировало. Этот период был очень сложным для творческих людей. Казалось бы, полная свобода для крестьянина, для рабочего, для люмпена. И в то же время эта свобода обернулась несвободой, Есенин не хотел подчиняться, поэтому его и убили", - считает Галина Боголюбова.

"Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души".

В конце 1918 года Есенин некоторое время провёл в Туле, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась богемная публика, и Есенин декламировал свои стихи, которые он помнил наизусть — все до единого. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам особую живительную выразительность и силу. Есенин любил имитировать Блока и Белого. При этом стихи Блока он читал серьёзно и с должным уважением, а стихи Белого — с издёвкой и пародией.

Одной из самых прелестных женщин в жизни Есенина была известная актриса Зинаида Райх. Она была настолько хороша, что поэт просто не мог не влюбиться. Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей — Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью. Райх терпела три года, после чего они расстались.

В начале 20-х годов Есенин вёл праздную жизнь: выпивал, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил её — известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе - Германия, Бельгия, Франция, Италия и США.

"Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума".

Эта страница жизни Есенина — самая сумбурная, с бесконечными любовными ссорами, склоками и скандалами. Они много раз расходились и снова сходились, но в конце концов разорвали отношения.  Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. Именно этой страсти посвящено знаменитое стихотворение Есенина "Сыпь, гармоника! Скука… Скука…".

Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом.

После возвращения из зарубежной поездки и разрыва с Айседорой Дункан Есенин поселился у секретарши, подруги и любовницы Галины Бениславской на её квартире в Брюсовом переулке, здесь же жили и его сестры – Катя и Шура. Летом 1925 года Есенин порвал отношения с Галиной. Она тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства. В ночь на 4 декабря 1926 года она покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив предсмертную записку: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…"

Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых известных в истории литературных направлений ХХ века. Поэты на самом деле являлись непримиримыми идейными противниками и частенько публично поливали друг друга грязью. Однако оба прекрасно отдавали себе отчёт в силе таланта другого. Есенин прекрасно понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: "Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся". Поэт не раз читал отрывки из стихов Маяковского. Тот же, в свою очередь, однозначно оценил Есенина: "Чертовски талантлив!" - однако тщательно скрывал своё мнение.

О себе Есенин очень точно подметил: "Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист". Поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями весьма скабрезного содержания, однако матерные стихи рождались у него спонтанно и моментально забывались.

"Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист".

Так, в 1924 году Есенина буквально "затравили": в газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением, особенно в последние годы жизни, зачастую сам сознательно давал основание для подобающей критики. Против Есенина было возбуждено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.

Советская власть якобы беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит "спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе", предлагая: "пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…" На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: "Может быть, Вы могли бы заняться?" Рядом пометка Герсона: "Звонил неоднократно — найти Есенина не мог".

Любопытно, что, согласно воспоминаниям товарища Есенина по Константинову и первым годам жизни в Москве Николая Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.

В начале 1925 года Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Она была моложе Есенина на пять лет. Поэт до дрожи в коленях робел перед её аристократизмом. Однако в браке с последней женой Есенин не обрёл счастья. Встретив приятеля, поэт, отвечая на вопрос "Как жизнь?" - сказал: "Готовлю собрание сочинений в трёх томах и живу с нелюбимой женщиной". Вскоре Софье Андреевне предстояло стать вдовой поэта.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 ленинградской гостиницы "Англетер".

28 декабря 1925 года 30-летнего Есенина нашли мёртвым в "Англетере". Последнее его стихотворение — "До свиданья, друг мой, до свиданья…", — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

"До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей".

Тайна гибели поэта до сих пор остаётся загадкой. Официальной общепринятой версией является то, что поэт в состоянии депрессии - через неделю после лечения в психоневрологической клинике - покончил жизнь самоубийством через повешение.

Однако существует также и другая версия, что Есенин был устранён из политических соображений сотрудниками ОГПУ, а суицид стал лишь инсценировкой. В ней указывается на множество нестыковок известных фактов с официальными выводами комиссии. Высота, на которой висел Есенин, не позволяла малорослому поэту осуществить самоповешение, не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта, причины, приведшие к разрыву элементов одежды.

"Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать".

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было перевезено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание. Похоронен 31 декабря 1925 года на Ваганьковском кладбище столицы. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

"Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора".

Творчество поэта нашло отражение и в современной реальности, в частности в кинематографе и российской музыке. Композитор Сергей Сарычев и группа "Альфа" превратили во всесоюзный хит песню "Я московский озорной гуляка", а тандем композитора Сергея Беляева и исполнителя Александра Малинина сделала популярной песню "Забава".

Видео: YouTube, автор: OlgaMsc

Видео: YouTube, автор: malininofficial

Стихотворения Сергея Есенина продолжают быть актуальными: песни на его стихи исполняют современные российские рок-группы "Монгол Шуудан" ("Москва кабацкая"), "Кукрыниксы" и многие другие.

Видео: YouTube, автор: Навигатор Рекордс

Видео: YouTube, автор: Кукрыниксы Official Channel

Музыкальный критик Артемий Троицкий поделился с TVC.RU мнением о том, какое влияние творчество Есенина оказало на российских рок-музыкантов.

"Пару раз в городе Ленинграде - Петербурге я останавливался в бывшей гостинице "Англетер", где, как известно, произошло самое неприятное событие в жизни Сергея. Влияние Сергея Есенина на нашу рок-музыку - оно не широкое, но глубокое. Всё-таки рок - это музыка городских реалий. Есенин - поэт осени, поэт-деревенщик, поэт природы. Но при этом у нас есть несколько абсолютно выдающихся рок-авторов, причём один из них - просто гениальный, которых с Есениным многое связывает. Я имею в виду, в первую очередь, Александра Башлачёва, трагически ушедшего ещё в 1988 году. Вот Башлачёв с его русской темой, во многом деревенской темой, как раз, как мне представляется, имеет довольно серьёзную связь с Сергеем Есениным. Второй наш прекрасный рок-поэт, который тоже очень близок и родственен Есенину, - это Дмитрий Ревякин из группы "Калинов мост". Наверное, третий, кого я назвал бы в этом ряду, - это Фёдор Чистяков из группы "Ноль". Пожалуй, вот эти три автора в какой-то степени могут вести свою родословную от Сергея Есенина".

Дмитрий Музалевский, TVC.RU