90 лет спасатели древностей и целители картин работали за закрытыми дверями. Впервые и только на два дня у обычных посетителей появился шанс попасть в закулисье мира реставраторов – на экскурсию в Центр Грабаря. Об этом сообщает "ТВ Центр".
"Такие тонкости мы здесь узнаем, которые мне даже не приходили в голову. Я всегда думала, что реставрация — это краски новые по старому. А оказывается, это старые краски, определенным образом сделанные. Очень интересно", - делится открытиями Инна Дягилева.
В старейшем реставрационном центре России рассказывают, пожалуй, самую удивительную историю спасения. Полотно французского художника Жана Тасселя "Жертвоприношение Ифигении" в прямом смысле прошло через огонь и воду. Картина попала в центр в 2008 году с потертостями и царапинами. Реставрация была почти окончена, когда в июле 2010 года случился пожар. Почти полностью выгорел верхний этаж, другие залило пеной и водой. Пострадали многие произведения искусства, картина Тасселя была практически уничтожена.
Реставраторам достался шедевр от пожара: белый прямоугольник. За копотью и разложившимся лаком изображение скрылось полностью. Кроме того, пострадал и сам холст. Полотно фактически разошлось по швам. Разрывы, вмятины, вздутия и грязь. Сдаться реставраторы не имели права: ведь это единственное произведение французского художника, которым обладают российские музеи. Разработали собственную методику, и буквально по сантиметрам возвращали краски, нанесенные почти четыре столетия назад.
"Тассель остался сам по себе в том виде, в котором он был. Он писал на своем холсте, вот он авторский холст, его грунт, его краски. То есть, это все принадлежит тем годам – картина прожила четыре века, и это все родное, авторское", - рассказывает художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря Надежда Кошкина.
Над мифологическим сюжетом в человеческий рост – высота полотна почти два метра – реставраторы работали четыре года. В некоторых местах, где краска не сохранилась, оказались бессильны. Ведь специалисты не могут что-то дорисовывать.
"То, что потрачено, мы не имеем право восстанавливать, если полностью или частично красочный слой ушел, то мы оставляем, как есть. На картине должен быть виден только автор, а не реставратор", - говорит реставратор Центра им. Грабаря Василий Неустроев.
В соседних мастерских продолжают восстанавливать картины, пострадавшие во время пожара, а полотно Тасселя пока "отдыхает" после реставрации. Уже скоро картина вернется в Подмосковье, в коллекцию музея-усадьбы "Архангельское".