О новой модели Европейской и Евразийской энергетической безопасности говорят в Берлине — на полпути между Брюсселем, который хочет пересмотреть партнерские отношения с Россией и Москвой, открывающей для себя гигантский азиатский рынок. Германия — проверенный экономический партнер, второй после Украины покупатель российского газа. Здесь о будущем рынка готовы говорить, не отвлекаясь на антироссийскую риторику. К тому же именно Германия получает газ из России по самым выгодным ценам. Почему для одних европейцев газ дороже, а для других дешевле — одна из главных претензий Евросоюза к Москве. Глава "Газпрома" лично ответил на накопившиеся вопросы, сообщает
"ТВ Центр".
"Как вы понимаете, все-таки тогда одинаковая цена — это не самая низкая цена из всех тех цен, по которым поставляем газ в страны ЕС. Наверное, все-таки это будет цена отсечения самая высокая", — заявил председатель правительства ОАО "Газпром" Алексей Миллер.
В Брюсселе все чаще слышна фраза "Европейский Энергетический союз". Идея в том, чтобы отношения с Москвой вести через единого покупателя — без долгосрочных контрактов. К тому же ЕС намерен снижать общую зависимость от России: на освободившееся место рассчитывает Вашингтон со своим сжиженным газом, но инфраструктуры для него пока нет.
"Увы, Европейский союз серьезно политизировал газовую тематику, и не является секретом, что вот эти все идеи о диверсификации, а диверсификация означат на самом деле отказ от России, это никто не скрывает, они были вызваны именно политическими соображениями", — подчеркнул директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Основным маршрутом поставок российского газа в Европу остается Украина, но "Газпром" уже заявил: едва в 2019 году истечет заключенный с Киевом контракт, Москва откажется от украинского транзита. Слишком высоки политические риски. Россия сделала ставку на "Турецкий поток", который будет соприкасаться с Европой в Греции. У Брюсселя остается не так много времени, чтобы начать прокладывать трубы навстречу.
"Сроки очень жесткие. Эти мощности должны появиться к концу 2019 года. Чтобы эти мощности появились к концу 2019 года, строить надо уже начинать прямо сегодня, но этого пока не наблюдается. Но мы предупредили: мы понимаем, что в текущий период времени в нужный срок нужные мощности создать можно. Но если такие мощности не будут созданы — мы не виноваты. Как говорят в России, предупрежден — значит вооружен", — отметил Алексей Миллер.
Москва не скрывает — европейский рынок перестает быть для России основным: ему суждено стать частью нового мегарынка, создавать правило, на котором будут в том числе и азиатские покупатели. Роль газа в экономике будет только возрастать — и на Востоке гораздо быстрее, чем на Западе.
"Европа всего лишь 0,7% в год, в Азия — 3,8% в среднем по году до 2040 г. Это цифры, которые сами за себя говорят об объемах потребления, о возможностях этого рынка АТР. Миллиард людей не имеют сегодня доступа к электроэнергии, а это в случае роста экономик, в случае повышения качества жизни, огромный потенциал по потреблению энергоресурсов, в том числе газа, как наиболее дешевого, наиболее экономичного вида топлива", — подчеркнул глава Минэнерго Александр Новак.
Один из посылов западным экспертам — без покупателей Россия не останется, как бы ни вели себя Киев и Брюссель. "Валдайский форум", хоть и имеет российское происхождение, становится важной международной площадкой. Местом для спокойного разговора.
Система поставок российского газа европейским потребителям создавалась почти полвека назад — в разгар "холодной войны" — и пережила распад Советского Союза. История учит: политические разногласия и потрясения — не всегда помеха плодотворному сотрудничеству. И организаторы сегодняшней дискуссии верят: механизм взаимной выгоды может быть найден и в сегодняшних непростых условиях.
Андрей Баранов, Евгений Полойко. "ТВ Центр", Берлин, Германия.