Немного Дон Жуан, немного Дон Кихот - энергичен, умён и обаятелен. Сергей Юрский стал первым и, пожалуй, лучшим Остапом Бендером в кино.
К трюкам и фокусам ему не привыкать. Юрский - из цирковой семьи. Все детство он провел за кулисами знаменитого цирка на Цветном. Сейчас иногда заходит, показывает дочери и внукам где жили — в маленькой комнатке в бухгалтерии, справа в соседях - клоун Карандаш, слева - дрессировщик медведей.
"Мой отец руководил этим цирком и всеми цирками. Сегодня снова, опять вот в этом самом цирке я прямо охвачен ещё восторгом - куда поднялся цирк, что они умеют! Браво! Ну, просто браво!", - говорит Народный артист России Сергей России Сергей Юрский.
Однако цирку сам Юрский предпочел театр. Где еще возможно постоянное перевоплощение. Он начал с классики - Чацкий, Тузенбах, Эзоп. Да и еще и на потрясающей сцене - у Товстоногова, в БДТ. А уж как ему пришлось перевоплощаться в кино! Актёр-интеллектуал с блеском сыграл деревенского балагура и выпивоху дядю Митю в фильме "Любовь и голуби".
Внутренней свободой он отличался всегда. Первым в Советском Союзе поставил спектакль по пьесе запрещенного Булгакова. Не опустил рук, и когда сам оказался в опале. У артиста Юрского вдруг обнаружилось слишком много неблагонадежных друзей - Бродский, Солженицын, Барышников. Он тогда практически остался без работы. И решился на отчаянный шаг - сам себе устроил гастроли. По всей стране. Великого комбинатора везде принимали с восторгом. Было в жизни и еще одно нелегкое решение - о переезде в Москву.
"Возврата к старому нет, к Петербургу, к привычному театру. Есть путь, в котором я за все отвечаю сам. То, что сделаю – будет", - говорит Юрский.
И сделал - многое. Писал повести, стихи и рассказы, сам снимал кино и фактически создал собственный театр. Мастеру перевоплощений - ему под силу и одному за всех сыграть целый спектакль. На каждом своём концерте он, вот так играя, читает нелегкие тексты - Чехов, Бабель, Зощенко, Хармс. То завораживая, то заставляя смеяться всегда переполненный зал.
Юрский, как и его Бендер, всё время в размышлении и в движении - в поисках новых пьес, новых форм. Удивительное чувство пути.
"Не сохранять роли, которые ты уже по возрасту пережил, отказаться от них, уйти. И вообще - обновлять, обновлять", - говорит он.
У него еще масса идей. А значит "Юрский период. Продолжение" зритель увидит, как водится, на разных сценах Москвы.
Юлия Богоманшина, Андрей Пашутин, "ТВ Центр".