Вторая операция по экстренной эвакуации торгово-развлекательного центра за последнюю неделю была осуществлена в Москве. И если несколько дней назад тревога была ложной и бомба у торгового центра в Южном Медведково не была идентифицирована, то сегодня саперы с самого утра трудились над обезвреживанием взрывчатки на стоянке у ТЦ "БрендСити" на МКАДе. Полиция до сих пор ничего не сообщает о деталях инцидента. Администрация центра сообщила, что взрывчатку нашел собственник автомобиля, под которым была найдена сумка с сомнительным предметом.
Позвонивший в полицию неизвестный сообщил, что бомба заложена в супермаркете одной из торговых сетей. Но не уточнил, в каком именно. На поверку оказалось, что такие продуктовые магазины оказались в пяти московских торговых центрах. Эвакуировать пришлось все.
К таким нештатным ситуациям в современных торговых центрах столицы готовы. Людей выводят строго по инструкции. Внутренними правилами прописан каждый шаг. Обычно посетители даже испугаться не успевают. Ведут себя спокойно и даже шутят.
Несколько гипермаркетов, десятки магазинов одежды, косметики, электроники и даже многозальный кинотеатр, где в вечерний час пик несколько тысяч зрителей. 40 выходов нараспашку, и уже через шесть минут все посетители и сотрудники вне зоны риска. Норматив выполнен.
Как в этом торговом центре, так и в четырех других, в этот день прибывшие оперативники взрывное устройство не обнаружили. А значит, очередной телефонный звонок добавлен в длинный список ложных вызовов. Только в Москве за последние несколько лет зафиксировано около трех тысяч сообщений анонимных бомбистов.
Лидерами в рейтинге ложного минирования являются места массового скопления людей, торговые центры и зоны отдыха - более половины случаев. Затем учебные заведения, жилые дома и органы власти. Минимальная доля, около четырех процентов, у объектов транспорта.
Все случаи телефонного терроризма специалисты складывают на полочку статистики. Для анализа. Но только потом, после реального поиска несуществующих закладок. Настоящих взрывных устройств, как правило, не находят.
Здоровье служебных собак при оценке последствий таких ложных вызовов в расчет, как правило, не идет. Цена беспричинных проверок и без того высока. В среднем один выезд оперативных служб, а это скорая, пожарные, сотрудники МЧС, обходится казне до двух миллионов рублей. И это без учета полной остановки рабочих процессов на месте происшествия.
Платить по счетам приходится самим несостоявшимся телефонным террористам. Подавляющее большинство из них, 90 процентов, находят уже в первые часы. Среди них и дети, не желающие писать контрольную, и завсегдатаи психиатрических кабинетов, да и простые граждане, оправдывающие свои поступки черной полосой в жизни.
За ложный вызов – реальная ответственность. Здесь и штраф на миллион, да и срок по уголовной статье – до пяти лет лишения свободы. И в этом российские законы не самые жесткие. Зарубежная судебная практика, где такие случаи фиксируют так же часто, предполагает тюремные сроки до 50 лет.
Так было и в Москве около года назад, когда после анонимного звонка по телефону в одном из торговых центов взрывное устройство все-таки нашли. На парковке, под одним из автомобилей. Поэтому в часто возникающем вопросе, надо ли реагировать на, казалось бы, заведомо ложные сообщения, все специалисты едины во мнении. Лучше семь раз проверить, чем один раз пренебречь реальной опасностью.
Андрей Сидоренко, Максим Панкин, Станислав Козловский. "ТВ Центр".