На улицах Москвы можно практически споткнуться об историю. Например, в парке "Сокольники" под ногами целая коллекция редких люков.
На каждом – свои обозначения. Например, ГК означает городская канализация. На более старинных деталях урбанистического стиля надписей не осталось. По оценке специалистов, возраст такой крышки больше века.
"Такого типа канализационные люки появились в парке Сокольники в конце XIX века, когда Сокольническая роща вошла в состав Москвы, и городское управление начало прокладывать городские коммуникации, необходимые, когда в парке бывает до 20 тысяч человек еще в те времена", - подчеркнул экскурсовод парка "Сокольники" Лиля Гусева.
Чтобы такие крышки не превратились в ухабы для экипажей, в отверстия закладывали дубовые пластины, которые уже не сохранились. Раритетные "закрывашки" для подземных коммуникаций стали экспонатами выставки в Музее воды. Ее приурочили к юбилейной дате - 210 лет Московскому водопроводу.
Теперь многие по-другому посмотрят на металлические "заплатки" на дорогах. Раньше не было единых стандартов для крышек люков, и каждый производитель отливал в металле произвольную информацию: название завода, город или год производства. Так появилась и первая реклама в чугуне, по заказу торгового дома, который сейчас известен как ЦУМ.
"Мюр и Мерелиз" - никакое не чугунное литейное производство. Это первая реклама на чугунных крышках", - рассказала заведующая Музеем воды Оксана Божнева.
Тяжеловесная коллекция появилась благодаря необычному хобби Анатолия Тарасова – он почти 20 лет возглавлял район канализационной сети в Измайлове и на своем участке собрал больше десятка самых интересных образцов, изготовленных с учетом особенностей транспорта прошлого.
"Чтобы копыта лошадей, когда они наступали на крышку люка, не проскальзывали, появились рифленые рисунки", - отметил куратор выставки Ольга Балова.
Выставка "чугунных медальонов" разных времен в Музее воды будет открыта еще два месяца – до конца этого года. Вход свободный.
Наталья Тарасова, Юрий Филимонов, Илья Скорина. "ТВ Центр".