Звягинцев в Каннах получил приз за лучший сценарий к фильму "Левиафан"

“Левиафан” для гостей и жюри Канн стал последним впечатлением фестиваля и одним из сильнейших, овация в зале Люмьер после премьеры картины Андрея Звягинцева, закрывавшей конкурсную программу, не прекращалась десять минут.  Восторженная критика накануне объявления результатов, казалось, еще сильнее приближала долгожданный триумф российского кино.

"Тебя приглашают в зал, поэтому это как бы сигнал к тому, что тебе нужно чего-то ждать. Ты сидишь и ждешь, в волнении, в напряжении ждешь, что же это будет", - признался режиссер Андрей Звягинцев.

С именем российского режиссера, чьи картины за последние семь лет дважды удостаивались призов в Каннах, австралийка Джейн Кэмпион едва справилась. Жюри под ее председательством присудило “Левиафану” приз за "Лучший сценарий", написанный Звягинцевым в соавторстве с Олегом Негиным.

"Канны — это большое подспорье и для твоего фильма, который здесь побывал, и уж тем более получил приз, и это, конечно, стимул для продюсеров заинтересоваться твоим следующим проектом. Я думаю, что просто легче открываются эти двери", - считает Андрей Звягинцев.

Трагедия “маленького человека” на российском краю Земли, за полярным кругом: действие “Левиафана” разворачивается на берегах Баренцева моря. Название отсылает к библейской притче о праведнике Иове, на съемки режиссера вдохновила драма, случившаяся десять лет назад в американской глубинке. Но на русской почве история сварщика из Колорадо, взбунтовавшегося против системы, изменилась до неузнаваемости. "То, что мы получили приз за лучший сценарий, это, знаете, такой сертификат, это значит, что из этого текста нельзя выбросить ни одного слова: ни запикать его, ни удалить", - говорит Звягинцев.

Вопрос о купюрах остается открытым: нецензурная лексика, которой в фильме немало, вызвала недовольство  главы российского Минкульта. Владимиру Мединскому, который все равно признал картину талантливой, показалось чрезмерным и пьянство на экране. Фильм частично снят на бюджетные средства, и продюсеры картины еще перед Каннами предупредили: в российском прокате мат из “Левиафана” может исчезнуть.

Владимир Вдовиченков, Елена Лядова, Роман Мадянов, Алексей Серебряков — игра актеров восторженно принята критикой, но не отмечена каннским жюри. Лучшим актером в этом году назвали англичанина Тимоти Сполла за роль британского художника Уильима Тернера в фильме Майка Ли. Пальмовая ветвь за лучшую женскую роль досталась Джулианне Мур за игру в “Звездной карте” Дэвида Кроненберга. Гран-при фестиваля удостоилась итальянка Аличе Рорвахер — жюри с женщиной во главе избежало привычных для Канн упреков в половом неравенстве. Приз жюри разделен между поколениями: 83-летним Жаном-Люком Годаром — легенда кино церемонии демонстративно игнорирует — и 25-летним канадцем Ксавье Доланом. Главная же награда фестиваля - Золотая пальмовая ветвь - уехала в Турцию, но Россия к ней все же имеет пусть и опосредованное отношение: режиссер Нури Бильге Джейлан признался, что на картину “Зимняя спячка” его вдохновили пьесы Чехова.

Предсказания мировой прессы, которая прочила "Левиафану" Золотую пальмовую ветвь, первую для нашего кино более, чем за полвека, не оправдались. Не исключено, что жюри осознанно пошло наперекор единодушию критиков, чтобы избежать обвинений в том, что поддались давлению. Сенсации, которую фильм произвел в киномире, такой поворот событий не отменяет. Все же любой каннский приз означает, что прокат и резонанс от картины будут иметь планетарный масштаб.

Андрей Баранов, Евгений Полойко. "В центре событий", Канны, Франция.