Авангардная инсталляция на набережной Камы один из самых заметных итогов восьми лет губернаторства Олега Чиркунова. Чье счастье, правда, после отставки оказалось не за горами Уральскими, а в предгорье Пиренеев, во французском Лангедоке.
О местечке, к которому прикипел душой “рядовой российский гражданин и налогоплательщик” - так Чиркунов представляется в интернете своим читателям - поведал немногое.
На сайте коллекционеров открыток пользователь “Чиркунов” приобретал несколько исторических видов одного и того же места: поместья Монплезир в окрестностях городка Лодев. Особняк, увитый плющем мост через речку, роскошный парк. По этому же адресу в реестре французских юридических лиц значится полный тезка и ровесник пермского губернатора. Оставалось только найти место на карте.
Площадь Монплезира - 80 гектаров, из них 60 - лес. Водопады на двух протекающих по территории речках когда-то давали энергию местной мануфактуре, снабжавшей Наполеоновскую армию сукном - в том числе перед походом в Россию.
Жители Пермского края про заброшенное и аварийное жилье знают не понаслышке, итоги губернаторства Чиркунова вспоминают с трудом. "Мы потеряли восемь лет. Просто потеряли, потратили их не на что, на разговоры, на обсуждения, дебаты, все, что угодно, кроме дела", - рассказал депутат законодательного собрания Пермского края Андрей Агишев.
Сумма сделки не разглашается, но не так давно “Мопплезир” оценивали в пять миллионов евро. Состояние Чиркунова - создателя империи продуктовых супермаркетов - российская пресса оценивает в три миллиарда долларов. Правда, половину он может потерять при разводе, который затеял в прошлом году.
Пока рядовые пермяки с трудом наскребали сбережения на решение проблем ЖКХ, Олег Чиркунов декларировал доходы: два миллиона рублей в 2009 году, в 2010 - в 24 раза больше. "То, с чем я не могу согласиться в практике Олега Анатольевича, как и в практике других людей из этого, скажем так, племени, так это то, что они относились к краю как к большой какой-то фирме, как к некой корпорации", - говорит член Совета Федерации от Губернатора Пермского края Андрей Климов.
В поместье, о котором с восхищением отзывались авторы французских путевых заметок еще два века назад, Чиркунов намерен жить полгода в году, в ближайшие 5-10 лет возвращаться в Россию недавний слуга народа и обладатель швейцарского паспорта не намерен. Почему - объяснять не готов. Бизнес-интересами Чиркунова в Перми успешно управляет его швейцарская компания, сыновья работают за границей.
Владения Олега Чиркунова простираются отсюда, насколько видит глаз, согласно объявлению на сайте английской риэлтерской компании, полезная площадь только главного дома XIXвека постройки - 1200 квадратных метров. Это семь залов для приемов, десять комнат, бассейн, квартира для прислуги, подвалы, гаражи, внутренний двор, две просторные террасы, ферма и всевозможные хозяйственные постройки. "Вероятно, он разочарован в России и поэтому восклицает: "Я еду туда, где нет русских. Но это не правда, во Франции их очень много, так сложилось исторически, особенно на юге. Почему он не выбрал Боснию, например?", - интересуется писатель Марик Хальтер.
В мэрии города Лодев тем временем подтверждают: среди россиян регион и правда не слишком популярен, недвижимость здесь покупают в основном богатые англичане. Выгоду от переезда русского помещика здесь уже предвкушают, с местным мэром Чиркунов познакомиться успел. "Абрамович ведь владеет “Челси”, может, и у нашего региона появится футбольное будущее? У нас есть чудесный стадион, как раз возле Монплезира, его можно было бы расширить", - предлагает советник мэрии города Лодев по спорту Али Бенамеур.
"Поместье всегда было частной землей, и хозяева вольны делать там все, что захотят. В списке охраняемых сооружений “Монплезир” не значится. Но это важная часть нашего пейзажа, и, конечно, мы хотели бы, чтобы она не пострадала", - надеется заместитель мэра города Лодев по культуре и делам молодежи Гаэль Левек.
На восстановлении поместий русскими бизнесменами французы уже обжигались: не так давно предприниматель Дмитрий Строскин случайно снес недавно купленное шато под Бордо, официальное объяснение - ошибка строителей. В обладании элитной недвижимостью во Франции есть и риски: губернатор Красноярского края Лев Кузнецов только что пережил вооруженное ограбление в своем особняке на мысе Антиб, а его сосед и однофамилец Алексей Кузнецов, бывший министр финансов Подмосковья после задержания с поддельными паспортами на Лазурном берегу ожидает экстрадиции в Россию по обвинению в хищении бюджетных средств. "Чего во Франции невозможно себе представить, так это то, что человек одновременно является и политиком, и бизнесменом. Нужно выбирать одно из двух. И те, кто верит в страну, из нее не уезжают", - считает писатель Марик Хальтер.
Социальные проблемы Перми для Чиркунова в прошлом, но и на новом месте скрыться от реалий едва ли удастся. "Лангедок - регион с самым высоким показателем безработицы во Франции и высоким уровнем иммиграции. Приезжают из Магриба, а уезжают - молодые французы, десятками тысяч. Мой сын, к примеру, учит русский, чтобы уехать на Украину", - признается секретарь районного отделения партии "Национальный фронт" Жиль Каитюколи.
В Лангедоке исторически сильны позиции французских ультраправых - в ближайшие недели они ждут очередного успеха на местных выборах.
Особняк пока пустует, но деревенский почтальон регулярно доставляет письма и счета, за садом ухаживает прислуга. Говорят, новых хозяев здесь ждут уже к середине месяца.
Андрей Баранови Евгений Полойко. "В Центре событий", Лодев, Лангедок, Франция.