Штаб-квартира Международной организации по запрещению химического оружия, вход только по пропускам, но сегодня особый режим безопасности - расследование "дела Скрипаля" обсуждают в режиме “строго конфиденциально”, рассказал "ТВ Центр". Хотя Москва предлагала – хватит секретов. Следствие нужно проводить публично и вместе, тогда Россия готова будет признать любые выводы расследования инцидента в Солсбери. Лондон в ответ вновь начал сыпать обвинениями. Без доказательств.
Накануне, впервые после инцидента в Солсбери, с журналистами поговорил глава лаборатории Портон-Даун. Признание сенсационное: после месяца работы его эксперты не могут подтвердить, что вещество, которым отравили Скипалей, произведено в России.
"Мы смогли идентифицировать это вещество, как "Новичок", установить, что это боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия. Но мы не смогли установить место его производства. Мы предоставили эту научную информацию правительству, которое затем использует ряд других источников, чтобы собрать воедино все выводы", - заявил директор лаборатории Гэри Эйтекенхэд.
А ведь глава британского МИД Борис Джонсон публично заявлял, в Портон-Дауне ему персонально подтвердили: отравляющий газ – из России.
"Они были абсолютно категоричны. Я лично спрашивал: "Вы уверены?" И они сказали: "никаких сомнений", - заявлял он.
Об этом же была публикация в официальном Twitter Форин Офиса? которую после интервью Эйткенхэда спешно удалили. Видимо, в Британии дипломаты не в курсе, что пост все равно сохраняется в интернете. Чтобы скрыть конфуз, Лондон спешно нагнал тумана, ссылаясь на разведданные, которые якобы подтверждают вину Москвы. Но если так, почему их до сих пор не обнародовали? А вместо этого ограничились формулировкой: “Россия виновна. Других вариантов нет”. Хотя их на самом деле множество. Производить вещество А-234 могут в нескольких десятках стран. Об этом на заседании ОЗХО говорила российская делегация.
"При наличии формулы данного соединения, синтез его не представляет большой проблемы и может быть достаточно легко осуществлен в хорошо подготовленной синтетической лаборатории. Практически нет сомнений, что многие лаборатории в различных странах могли бы осуществлять такие синтезы и нарабатывать вещества в исследовательских количествах", - заявил глава химико-аналитической лаборатории Минобороны России Игорь Рыбальченко.
Формула А-234 еще в 2008 году была опубликована эмигрировавшим в США химиком Вилом Мирзояновым. И книга эта без сомнения попала на стол компетентных органов. Сайт WikiLeaks опубликовал документы, согласно которым возглавлявшая в тот момент Госдепартамент Хиллари Клинтон даже написала инструкцию для делегации Госдепа. В Российском МИД с документом ознакомились.
"Докладывать о любых случаях проявления в разговоре темы книги. Выразить неосведомленность о сути упомянутой темы. Представляете, инструкция Госдепа для экспертов по непосредственно подобным веществам, которые естественно знают и о книге, и о сути проблемы. Учат этих экспертов, которые отправляются непосредственно на заседание соответствующей группы, выражать неосведомленность о сути упомянутой темы. Последний пункт: аккуратно препятствовать предметному обсуждению этой темы", - рассказала официальный представитель российского дипломатического ведомства Мария Захарова.
В той же Портон-Даун есть для производства “Новичка” – как газ прозвали в западной прессе – все технические возможности. Недаром глава лаборатории попросту отказался отвечать на вопрос: есть ли у Британии образцы. Хотя это объясняет и то, как так быстро смогли понять, чем именно отравили Скрипалей, и как подобрали антидот для спасения их жизней. Правда Гэри Эйткенхэд уверил: этот боевой газ тем и страшен, что к нему не существует антидота. Но тогда вообще непонятно, как получившая дозу такой отравы Юлия Скрипаль вдруг резко пошла на поправку, и якобы уже беседует со следователями. Побеседовать с родственниками ей не дают. Двоюродная сестра Виктория Скрипаль не могла выехать в Лондон почти месяц – не давали британскую визу по техническим причинам. Российских дипломатов к гражданке России тоже не пускают. На вопрос Москвы "в чем причина?", как и еще десятки вопросов по делу Скрипаля, что были официально направлены в Министерство иностранных дел Соединенного Королевства, тоже никакого ответа. Вот что британский представитель ответил на предложение России сотрудничать в расследовании: "Предложение России провести совместное британо-российское расследование инцидента в Солсбери странное. Это отвлекающая тактика и дополнительная дезинформация, нацеленная на то, чтобы уйти от вопросов, на которые должны ответить российские власти".
У британских же следователей пока вообще нет единого мнения, как именно произошло покушение. Сообщалось: газ нанесли на ручки входной двери дома. Но от токсичного вещества в этом случае должны были пострадать домашние питомцы Скрипалей, а с ними все в порядке. В ходу теперь все более экзотические версии: от загадочных “дронов”, что распыляли газ, до приправленной химоружием гречки. Понятно лишь одно: вопросов в этом деле с каждым днем становится только больше. И задавать их начинают уже даже те, кто встал на сторону Лондона. Премьер-министр федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия и соратник Ангелы Меркель по ХДС заявил: доказательств вины Москвы на данный момент нет.
"Когда кто-то призывает все страны НАТО к солидарности, разве не должен он обладать надежными доказательствами? Каждый может относиться к России так, как ему хочется, но, изучая международное право, я усвоил совсем другой подход к другим государствам", - сказал Армин Лашет.
К нему присоединился президент Болгарии, канцлер Австрии. Страны не намерены принимать никаких антироссийских санкций, пока не увидят конкретных доказательств. С аналогичным требованием на заседании в Гааге выступило еще 14 государств.
"Наша точка зрения – это отнюдь не глас вопиющего в пустыне. У нас есть серьезная поддержка. Посол Ирана зачитал от имени целой группы стран, которые также требовали процесса совместного расследования", - отметил постпред России при ОЗХО Александр Шульгин.
Согласилась даже британская The Times. Комментируя заявления главы Портон-Даун, газета написала: Терезе Мэй придется сильно постараться, чтобы сохранить антироссийский альянс. Ну а эксперты из Гааги пока продолжают работу. Взятые в Солсбери пробы переданы в четыре лаборатории. Первые результаты подготовят через неделю, и сразу же передадут Лондону. Увидит ли их остальной мир – очередной вопрос в длинном списке. Москва намерена добиваться предъявления доказательств и публикации данных о ходе следствия. На 5 апреля по делу Скрипаля Россия созвала экстренное заседание Совбеза ООН.
Екатерина Выскребенцева, Евгений Полойко, Европейское бюро "ТВ Центра", Гаага, Нидерланды