"Пляски на костях": "Евровидение-2017" пройдет в Софии Киевской

Желая провести "Евровидение-2017" не просто на достойном, а на высокодуховном уровне, украинские организаторы в своем выборе главной площадки конкурса ничего дурного не видят, передает "ТВ Центр".

"София Киевская сейчас не действует как храм - это музей. Поэтому мы не оскорбим никаких религиозных чувств верующих", - уверен зампредседателя киевской администрации Алексей Резников.

Такое объяснение - этому во всех смыслах "историческому" решению - мягко говоря, спорное. Ведь после десятков лет музейной тишины в перерывах между экскурсиями здесь снова звучат молитвы. Регулярные богослужения разрешили проводить полгода назад. Правда, не всем. Только Киевскому патриархату. Московскому - естественно - отказали.

Знаменитый Киевский собор Святой Софии построен в центре Киева в начале XI века. Как говорит летопись, по приказу князя Ярослава Мудрого, на месте победы над печенегами в 1037 году. Позже храм перестроили в стиле украинского барокко, однако один из самых полных в мире ансамблей подлинных старинных мозаик и фресок остался нетронутым. София - центр притяжения для миллионов паломников. Древнейшая из сохранившихся святынь Киевской Руси. Место намоленное веками. Проводить там песенный конкурс - "кощунство", комментируют в Украинской православной церкви Московского патриархата.

"Там был похоронен князь Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, а также выдающиеся горожане, киевские митрополиты. Не стоит устраивать пляски на костях, это аморально, должно же быть уважение к своим предкам", - заявил руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

На месте кладбища - газон и дорожки. Советская власть сравняла могильные холмы, храм превратила в музей. И это лучшее, что с ним тогда могло произойти. Часто церкви безбожная власть либо взрывала, либо переделывала под склады и клубы. Собственно, современные украинские "декоммунизаторы" поступают в точности так, как это делали коммунисты.

Нетрудно представить, на что будет похожа церемония открытия шоу в стенах Софии Киевской. Звезды Евровидения в "скромных" вечерних нарядах, обнажающих самые разнообразные части тела, под звон колоколов собора дефилируют по красной дорожке. В "лаунж-зоне" с подсвеченными фресками, мозаиками и иконами официанты разносят для европейских гостей охлажденное шампанское и местную экзотику - бутерброды с салом. А рядом сотни папарацци на эффектном фоне старинного позолоченного купола осаждают очередную транссексуальную диву.

"Кто они, с чем приедут? Понимаете, после того, как в "Евровидении" стали трансвеститы побеждать, то приглашать заранее эту публику: "А давайте вы сразу к нам в храм?" Это немножко странно. А что они будут петь?" – говорит протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев.

Впрочем, вопрос не столько в том, что они будут петь, сколько в том, как громко.

"У Софийского собора очень древняя система акустики. Разговор в середине храма тихим голосом слышен по всему храму одинаково. Ни один физик не сможет предсказать, как поведет себя эта древняя система акустики на фоне звуковой атаки современной акустики, не будет ли создана звуковая бомба, которая просто снесет этот монастырь", - считает политолог Павел Кагарницкий.

София Киевская вообще-то уже разрушается. И не от старости, а в основном из-за  масштабного, бесконечного строительства в ее охранной зоне. О чем Киеву регулярно и с раздражением напоминает ЮНЕСКО, под защитой  которой пока еще находится этот бесценный памятник мировой архитектуры. Об угрозах "многодецибельного" шоу  для храма говорят и в самом музее-заповеднике.

"К нам приезжали представители оргкомитета конкурса, походили по территории заповедника, посмотрели. Я им четко сказала: никакой музыки, танцев, громких выступлений здесь быть не может! Закрытый VIP-прием для небольшого количества людей - это все, что может здесь быть. К тому же, событие должно длиться недолго - час или полтора", - заявила директор Неля Куковальская.

О закрытых приемах - речь не случайна. Еще лет десять назад с легкой руки Александра Зинченко - государственного секретаря в администрации "оранжевого" президента Виктора Ющенко - в "национальном заповеднике" начали регулярно проводить фуршеты, банкеты, да и просто попойки. То и дело из-за стен некогда наполненного тихой молитвой монастыря слышался женский визг, а пустые бутылки "органически" подчеркивали архитектурные формы "достояния ЮНЕСКО". Потом, правда, разразился скандал, власть обвинили в вандализме. Но сегодня на Украине - другое время.

"Если бы, допустим, Эрдоган решил провести "Евровидение" в соборе Святой Софии в Константинополе, который тоже имеет статус музея и не является на данный момент ни православным храмом, ни мечетью, то ему бы не помогла ни его разведка, ни внешние доброжелатели, потому что его просто бы снес благодарный народ. Окончательно и бесповоротно. А в Киеве несколько человек возмущаются, а всем остальным: "Ну, пройдет Евровидение в Софии, ну, и пройдет", - сказал политолог Ростислав Ищенко.

И такое безразличие общества к, по сути, возмутительному предложению, пожалуй, не случайно. Ведь Украина идет по "пути Евроинтеграции". А в Европе церкви все чаще превращают в ночные клубы или пивные бары. Так что и  руководству Украины позволено размывать границы приличий. Цель известна - "камня на камне не оставить", разрушить все до основания. Чтобы уж действительно Украина "понад усэ". "Превыше всего" - и нравственности, и человеческой жизни. Может быть, даже превыше Бога.  Когда, как по Достоевскому, "все дозволено". Но только власти и ее сторонникам.

Ольга Оксенич, Татьяна Каминская, Сергей Сенченков, "В центре Событий", "ТВ Центр".